Кто пребывает во Мне, и Я в нем, приносит много плода; ибо без Меня вы не можете делать ничего: если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин. 15:5, 7).
Подобное о власти (Мф. 7:7; Мк. 11:24; Лк. 11:9, 10); у Матфея:
Иисус сказал: если будете иметь веру, и горе этой скажете: "Поднимись и ввергнись
в море, будет; и все, чего ни попросите с верою, получите" (Мф.21:21, 22).
Такими словами описана власть пребывающих в Господе. Они не желают ничего, и следовательно ничего не ищут, кроме как от Господа, и то, чего они хотят и просят от Господа, то и свершается, ибо Господь говорит: "Без Меня вы не можете делать ничего, пребудьте во Мне и Я в вас". Ангелы на небе имеют такую власть, что если только они чего-либо желают, получают это; однако же они не желают ничего, кроме того, что относится к службе, этого они желают как бы от себя, хотя это происходит от Господа.
952. [Стих 15] "А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду" означает, что в Новый Иерусалим не принимается тот, кто ни во что не ставит заповеди Десятисловия и не избегает зол, называемых там грехами, и поэтому живет в них. Таково вообще значение этих слов, поскольку здесь понимаются заповеди Десятисловия, как может быть видно из объяснения выше (п. 892), где есть подобные слова; за исключением того, что здесь названы также "псы", которыми означаются состоящие в похотях, рассматриваемых в девятой и десятой заповедях Десятисловия. "Псами" вообще означаются состоящие в похотях всякого рода и потворствующие им, в частности состоящие в совершенно телесных удовольствиях, особенно состоящие в удовольствии пиров, в котором они находят особое наслаждение. По этой причине псы в духовном мире происходят от тех, которые удовлетворяли свои аппетиты и вкусы, называемые там телесными желаниями. Такие, поскольку они умственно тупы, ни во что не ставят принадлежности Церкви. Поэтому говорится, что они должны стоять "вне", то есть не будут приняты в Новую Церковь Господа. Подобное означается "псами" в следующих местах в Слове:
Стражи их слепы: все они - немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа,
и любящие спать, жадные душою, не знающие сытости (Ис. 56:10, 11).
Они воют, как псы, и ходят вокруг города; пусть бродят, чтобы найти пищу,
и несытые проводят ночи (Пс. 58:7, 15, 16).
Под "псами" понимаются презреннейшие люди (Иов 30:1; 1 Цар. 24:14; 2 Цар. 9:8; 3 Цар. 8:13), а также нечистые. Поэтому у Моисея говорится:
Не вносите платы блудницы и цены пса в дом Господа ни по какому обету,
ибо то и другое есть мерзость перед Господом Богом твоим (Втор. 23:18).
953. [Стих 16] "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам это в Церквях" означает свидетельство Господа перед всем Христианским миром, что подлинно то, что Один Господь возвестил написанное в этой книге, как также и то, что было открыто. Здесь Господь называет Себя "Иисусом", чтобы все в Христианском мире знали, что Сам Господь, бывший в мире, возвестил то, что было написано в этой книге, а также то, что теперь было открыто. Словами "послать Ангела засвидетельствовать" означается свидетельство Господа, что это истинно. Хотя это засвидетельствовал Ангел, но не от себя, а от Господа, что ясно видно в следующем стихе 20, из таких слов:
Свидетельствующий это говорит: да, гряду скоро!
Это есть свидетельство о том, что это истина, потому что "свидетельствовать" говорится об истине, так как истина свидетельствует сама собой, а Господь есть Истина (п. 6, 16, 490). "Свидетельствовать" означает не только удостоверять, что истинно то, что Господь возвестил Иоанну описанное в этой книге, но также и что Он ныне возвестил о том, что означают все предметы там вообще и в частности. Следовательно, это понимается под словом "свидетельствовать", ибо говорится, что Он засвидетельствует это в Церквях, то есть, что содержащееся в видениях и описанное Иоанном – истинно; ибо "свидетельствовать" говорится об истине. Словами "вам это в Церквях" означается перед всем Христианским миром, потому что здесь понимаются в нем существующие Церкви.
954. "Я есть корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя" означает, что Сам Он есть Тот Господь, Который родился в мире и был тогда Светом, и Который придет в новом свете, восходящем над Его Новой Церковью, то есть над святым Иерусалимом. "Я есть корень и потомок Давида" означает, что Он Сам есть Тот Господь, Который был рожден в мире, таким образом, Господь в Своей Божественной Человечности. По этой причине Он называется "корнем и потомком Давида", а также "отраслью Давида" (Иер. 23:5; 33:15); также "Отраслью от корня Иессеевого, и ветвью от корня его" (Ис. 21:1, 2). "Звезда светлая и утренняя" означает, что Он был тогда светом, и что Он придет в новом свете, восходящем над Его Новой Церковью, которая является святым Иерусалимом. Он называется "светлой Звездой" по причине света, в котором Он пришел в мир, поэтому Он также называется "Звездой", а также "Светом"; Звездой (Чис. 24:17) и Светом (Ин. 1:4-12; 3:19-21; 9:5; 12:35, 36, 46; Мф. 4:16; Лк. 2:30-32; Ис. 9:2; 49:6). Он называется "утренней Звездой" по причине света, восходящего от Него над Новой Церковью, которая является Новым Иерусалимом; ибо "Звездой" означается свет, исходящий от Него, который в своей сущности является мудростью и разумом, а "утренним или утром" означается Его пришествие и тогда Новая Церковь, как может быть видно выше (п. 15).
955. [Стих 17] "И Дух и невеста говорят: приди! " означает, что небо и Церковь очень желают Господнего пришествия. "Духом" означено небо, а "невестой" – Церковь, говорить: "приди!" означает очень желать Господнего пришествия. Что Новая Церковь, которая является святым Иерусалимом, понимается под "невестой", ясно из главы 21:2, 9, 10, как может быть видно (п. 881, 895). Под "Духом" понимается небо, потому что понимаются ангельские духи, из которых состоит Новое Небо, о чем говорилось выше (глава 14:1-7; 19:1-9; 20:4, 5). Под Церковью, которая здесь названа "невестой", не понимается Церковь, состоящая из тех, которые пребывают в неправдах веры, но Церковь, состоящая из пребывающих в истинах веры, ибо эти желают света и следовательно пришествия Господа, как выше (п. 954).
956. "И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" означает, что знающий что-либо о Господнем пришествии, о Новом Небе и о Новой Церкви, таким образом, о царстве Господа, молится, чтобы Он пришел, желающий истин молится, чтобы Господь пришел во свете, а любящий истины тогда примет их от Господа без какого-либо собственного усилия. "Слышавший да скажет: "приди!" означает, что слушающий и следовательно знающий что-либо о пришествии Господа, о Новом Небе и о Новой Церкви, таким образом, о царстве Господа молится, чтобы Он пришел. "Жаждущий пусть приходит" означает, что желающий царства Господа и затем истин молится, чтобы Господь пришел во свете. "Желающий пусть берет воду жизни даром" означает, что желающий по любви постигать истины и усваивать их в себе примет их от Господа без какого-либо собственного усилия. "Желать" означает любить, поскольку чего человек желает в сердце, то он и любит, а что он любит, то желает в сердце. "Водой жизни" означаются Божественные истины, происходящие от Господа через Слово (п. 932); "даром" означает без какого-либо собственного усилия. Подобное сказанному в этом стихе означаются такими словами в молитве Господа:
Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе ( Мф. 6:10; п. 839).
Царство Господа есть Церковь, составляющая одно с небом, и поэтому здесь говорится: "Слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит". Что "жаждать" означает желать истин, видно из этих мест:
Я изолью воду на жаждущее, изолью дух Мой на племя твое (Ис. 44:3).
Жаждущие! Идите все к водам, без серебра покупайте вино и молоко (Ис. 55:1).
Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня,
у того из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7:37, 38).
Жаждет душа моя к Богу живому (Пс. 41:3).
Боже, Ты Бог мой; Тебя жаждет душа моя (Пс. 62:1).
Блаженны жаждущие правды (Мф. 5:6).
Жаждущему дам даром от источника воды живой (Откр. 21:6).
Этим означается, что желающим истин ради какой-либо духовной службы Господь от Себя Самого через Слово даст все, необходимое для этой службы. Что "жаждой" и словом "жаждать" также означается погибать от недостатка истины, видно из следующих мест:
Народ Мой пойдет в плен непредвиденно, богачи его будут томиться жаждой (Ис. 5:13).
Невежда говорит глупое, и сердце его замышляет о беззаконном,
чтобы душу голодную лишить хлеба и отнимать питье у жаждущего (Ис. 32:6).
Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я Господь, услышу их (Ис. 41:17).
Судитесь с вашей матерью, чтобы я не раздел ее донага, и не уморил ее жаждою (Ос. 2:2, 3).
"Мать" здесь есть Церковь.
Вот, наступают дни, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. В тот день истаивать будут от жажды красивые девы и юноши (Ам. 8:11, 13).