означает духовное расположение, называемое милосердием, и его действие.
"И веру, и твое терпение"
означает истину и старание ее познавать и изучать.
"И что последние дела твои больше первых"
означает их приращение, происходящее от расположения к духовной истине.
20. "Но имею немного против тебя"
означает, что следующее за этим может быть для них соблазном.
"Потому что ты позволяешь жене Иезавели"
означает, что в Церкви у них есть такие, которые отделяют веру от милосердия.
"Называющей себя пророчицей"
означает тех, которые делают такую веру самим учением Церкви и стоят все богословие на ней.
"Учить и совращать Моих слуг, блудодействовать"
означает в результате чего истины Словафальсифицируются.
"И есть идоложертвенное"
означает окончательное осквернение богослужения и профанации.
21. "Я дал ей время покаяться в ее блудодеянии, но она не покаялась"
означает, что утвердившиеся в этом учении не оставляют его, хотя видят то, что против него в Слове.
22. "Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь"
означает, что, поэтому, они будут оставлены в своем учении с фальсификациями, и будут мучительно наваждаться неправдами.
"Если не покаются в делах своих"
означает, если они не воздержатся от разделения веры от милосердия и от фальсификации Слова.
23. "И детей ее поражу смертью"
означает, что все истины Слова в них превратятся в неправды.
"И уразумеют все Церкви, что Я есть испытующий почки и сердца"
означает что Церковь может познать, что Господь видит, какова истина и каково добро каждого.
"И воздам каждому из вас по делам вашим"
означает, что Он воздаст каждому по милосердию и вере, пребывающих в делах.
24. "Но я говорю вам и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат этого учения"
означает тем, которые учение веры отделяют от милосердия, и тем, которые учение веры соединяют с милосердием.
"Которые не знают так называемых глубин сатанинских"
означает не понимающих внутренних оснований этого учения, которые суть совершенная ложь.
"Не наложу на вас иного бремени"
означает только бы они их остерегались.
25. "Только то, что имеете, держите, пока Я не приду"
означает, чтобы они сохраняли то немногое, что они знают о милосердии и вере из Слова, и жили бы по нему до образования Нового Неба и Новой Церкви, которые суть пришествие Господа.
26. "Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца"
означает сражающихся со злом и неправдами, преобразующихся и действительно состоящих в милосердии и затем в вере, и пребывающих в них до конца жизни.
"Тому дам власть над народами"
означает, что они должны победить в себе зло, исходящее от ада.
27. "И Он будет править ими жезлом железным"
означает истинами, исходящими от буквального смысла Слова, и в то же самое время рассуждениями от природного света.
"Как сосуды глиняные, они сокрушатся"
означает как малое и ничтожное.
"Как и Я получил власть от Отца Моего"
означает, что они получат это от Господа, Который, будучи в мире, обрел всякую власть над адами от Своей Собственной Божественности, бывшей в Нем.
28. "И дам ему звезду утреннюю"
означает тогда разумение и мудрость.
29. "Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит Церквям"
означает то же, что и ранее.
69. В этой и следующей главе говорится о семи Церквях, которыми описаны все, состоящие в Христианской Церкви, имеющие религию, из которых может быть создана Новая Церковь, то есть Новый Иерусалим; создана же она будет из тех, которые обращаются к Одному Господу и в то же время раскаиваются в злых делах. Остальные же, не прибегавшие к Одному Господу из-за утвердившегося отрицания того, что Его Человечность Божественна, и не раскаивающиеся в злых делах, хотя и пребывают в Церкви, но ничего не имеют от Церкви в себе.
70. Только Один Господь признается за Бога неба и земли теми, которые принадлежат Его Новой Церкви на небесах, и теми, которые составят ее на земле, поэтому в первой главе "Откровения" говорится об Одном Господе, а в двух следующих главах Он Один говорит Церквям, и Он Единый дает благословения жизни вечной. Что Он Один говорит Церквям, ясно из следующих мест:
Ангелу Ефесской Церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей,
Ходящий посреди семи золотых светильников (Откр. 2:1).
И Ангелу Смирнской Церкви напиши: так говорит Первый и Последний (Откр. 2:8).
И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч (Откр. 2:12).
И Ангелу Фиатирской Церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого
очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану (Откр. 2:18).
И Ангелу Сардийской Церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов
Божиих и семь звезд (Откр. 3:1).
И Ангелу Филадельфийской Церкви напиши: так говорит Святый,
Истинный, имеющий ключ Давидов (Откр. 3:7).
И Ангелу Лаодикийской Церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель
верный и истинный, начало создания Божия (Откр. 3:14).
Они приведены из первой главы, в которой говорится об Одном Господе и где Сам Он описан всеми этими словами.
71. Что Один Господь дает благословения жизни вечной тем, которые принадлежат и будут принадлежать Его Церкви, ясно из этих мест:
Эфесской Церкви: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7).
Смирнской Церкви: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Побеждающий не потерпит
вреда от второй смерти (Откр. 2:10, 11).
Пергамской Церкви: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и
на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр. 2:17).
Фиатирской Церкви: кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца,
тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю (Откр. 2:26, 28).
Филадельфийской Церкви: побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего; и напишу на
нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, и имя Мое новое (Откр. 3:12).
Лаодикийской Церкви: побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем,
как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его (Откр. 3:21).
Из этих отрывков также ясно, что Один Только Господь признается в Новой Церкви. Вследствие чего эта Церковь называется женой Агнца (Откр. 19:7, 9; 21:9, 10).
72. Что Новая Церковь, которая есть Новый Иерусалим, будет создана из тех, кто раскаивается в злых делах, также видно из слов Господа Церквям:
Ефесской Церкви: знаю дела твои, но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой
с места его, если не покаешься (Откр. 2:2, 4, 5).
Пергамской Церкви: знаю твои дела, покайся (Откр. 2:13, 16).
Фиатирской Церкви: Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь,
если не покаются в делах своих; и воздам каждому из вас по делам вашим (Откр. 2:19, 22, 23).
Сардийской Церкви: Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим,
покайся (Откр. 3:1-3).
Лаодикийской Церкви: знаю твои дела; будь ревностен и покайся (Откр. 3:15, 16).
Теперь следует само объяснение.
73. [Стих 1] "Ангелу Ефесской Церкви напиши" означает тех и относится к тем, которые на первое место ставят истины учения, а не добро жизни. Выше показано (п. 66), что под "семью Церквями" не понимаются семь Церквей, но Церковь в полном объеме; которая сама в себе едина, но различается в зависимости от принятия; и что эти различия могут быть сравнимы с различными членами и органами во всем теле, которые все едины; или что они могут быть сравнимы с разнообразными диадемами в венце царя; и поэтому всемирная Новая Церковь со всеми своими различиями описана "семью Церквями" далее. Что под "Ефесской Церковью" понимаются в Церкви те, которые на первое место ставят истины учения, а не добро жизни, ясно из написанного к этой Церкви, понимаемого в духовном смысле. Это написано Ангелу той Церкви, потому что под "Ангелом" понимается ангельское общество, которое соответствует Церкви, состоящей из таковых, о чем выше (п. 65).
74. "Так говорит Держащий семь звезд в Своей правой руке" означает Господа, от Которого через Слово исходят все истины. Что "Держащий семь звезд в Своей правой руке" есть Господь, и что "семь звезд в Его правой руке" суть все познания добра и истины в Слове, исходящие от Господа, и содержащиеся в ангелах неба и людях Церкви, может быть видно выше (п. 51). Познания добра и истины из Слова суть истины.
75. "Ходящий посреди семи золотых светильников" означает Того, от Кого исходит всякое просвещение принадлежащих Его Церкви. Что "семь светильников", посреди которых был Сын Человеческий, означают Церковь, которая находится в просвещении от Господа, может быть видно выше (п. 43 и 66). Здесь говорится "Ходящий", потому что "ходить" означает жить (п. 167), а "посреди" означает в сокровенном и, отсюда, во всем (п. 44, 383).
76. [Стих 2] "Знаю твои дела" означает, что Он видит все внутреннее и в то же время внешнее в человеке. "Дела" часто упоминаются в "Откровении", но немногие знают, что понимается под "делами". Известно, что десять человек могут делать дела, которые кажутся подобными во внешнем, но которые совершенно непохожи, потому что они исходят от разных целей и причин, а цель и причина делают дела добрыми или злыми; поскольку каждое дело – это дело духа, следовательно, каков дух, таково и дело. Если дух есть милосердие, то дело становится милосердием; но если дух не является милосердием, то и дело не станет милосердием; хотя оба могут казаться подобными во внешнем. Дела видятся людьми во внешней форме, но ангелами во внутренней; тогда как Господь видит их такими, как они есть, от внутренних до внешних. Дела во внешней форме мало чем отличаются от плодов на поверхности, но дела во внутренней форме подобны плодам внутри, где содержится множество съедобных частей, а в середине – семена, в которых также множество частей, что весьма сокрыто от зрения, будучи фактически выше разумной сферы человека. Что все дела таковы, каковы они внутри, видит только Господь; ангелы же постигают их от Господа, когда человек их творит. Но более об этом можно видеть в книге "Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Мудрости" (п. 209-220 и 277-28l); а также ниже (п. 141, 641, 868). Из чего можно заключить, что словами "Я знаю твои дела" означается, что Господь видит все внутреннее и в то же время внешнее в человеке.