20. "Вот, стою у двери и стучу"
означает, что Господь присутствует с каждым в Слове, способствует, чтобы его принимали, и учит, каким образом.
"Если кто услышит голос Мой и отворит дверь"
означает того, кто верит Слову и живет по нему.
"Войду к нему и будут вечерять с ним, и он со мной"
означает, что Господь соединяет Себя с ними и их с Собой.
21. "Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем"
означает, что их соединение с Господом произойдет на небе.
"Как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его"
означает, что Он и Отец – одно и составляют небо.
22. "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит Церквям"
означает то же, что и ранее.
154. [Стих 1] "И Ангелу Сардийской Церкви" означает тех и относится к тем, которые состоят в мертвом богослужении, лишенном добра милосердия и истин веры. Что состоящие в таком богослужении понимаются под "Церковью в Сардисе", ясно из написанного к ней, понимаемого в духовном смысле. Под мертвым богослужением понимается одно только богослужение, состоящее в том, что они ходят в Церковь, слушают проповеди, посещают Святую Вечерю, читают Слово и благочестивые книги, говорят о Боге, о небе и аде, о жизни после смерти, особенно о благочестии, молятся утром и вечером, однако, не желают знать истины веры, а также не желают делать добро милосердия, веря, что спасутся одним только богослужением. Между тем как богослужение без истин и без жизни по ним есть только внешний знак милосердия и веры, внутри которого может скрываться зло и неправды всякого рода, если милосердие и вера не пребывают внутри. Подлинное богослужение происходит от них. Иначе богослужение подобно коже или поверхности некоторого плода, внутри которого скрыта ложь, как гнилая, съеденная червем мякоть; а такой плод мертв. Известно, что такое богослужение ныне царствует в Церкви.
155. "Так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд" означает Господа, от Которого исходят все истины и все познания добра и истины. Что под "семью духами Божьими" понимается Божественная Истина, исходящая от Господа, или Божественная Истина, может быть видно выше (п. 14); и что под "семью звездами" понимаются все познания добра и истины из Слова (п. 51), по которым существует Церковь на небесах (п. 65). Это говорится Господом, потому что рассматривается мертвое богослужение и живое богослужение; богослужение является живым в результате истин и жизни по ним.
156. "Знаю твои дела" означает, что Господь видит все их внутреннее и в то же время внешнее, как выше (п. 76).
157. "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" означает, что им самим и другим кажется, и они верят в то, что они духовно живы, тогда как они духовно мертвы. "Иметь имя" означает казаться и верить в то, что они таковы; здесь, что они живы, тогда как они мертвы. Духовная жизнь, которая собственно и есть жизнь, не является только богослужением, а содержится внутри богослужения, внутри же должны быть Божественные истины из Слова, и когда человек живет этими истинами, жизнь пребывает в богослужении. Ибо внешнее обретает свое качество от внутреннего, а внутреннее богослужение составляют истины жизни. Таковы те, которые понимаются под словами Господа:
Тогда вы, стоя вне дома, станете стучать в двери и говорить: "Господи! Господи! отвори нам"; но Он скажет вам в ответ: "не знаю вас, откуда вы". Тогда станете говорить: "мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты". Но Он скажет: "говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды". (Лк. 13:25-27).
Мне также было дано в духовном мире слышать многих, говоривших, что они часто приступали к Святому причастию, следовательно, ели и пили то, что свято, и каждый раз освобождались от своих грехов; что каждый Субботний день они слушали своих учителей и, более того, набожно дома молились по утрам и вечерам. Но когда внутреннее их богослужения было открыто, то они оказались полны беззаконий и адских зол, и поэтому были низвержены. А когда они спрашивали, "какова причина этого" то получали ответ, что они нисколько не заботились о Божественных истинах. А так как жизнь, не соответствующая Божественным истинам, не является такой жизнью, какая бывает на небе, то не состоящие в небесной жизни не могут выносить небесного света, который есть Божественная Истина, исходящая там от Господа, как от Солнца. Еще менее они способны выносить небесную теплоту, которая есть Божественная Любовь. Но хотя они все это слышали и также понимали, все же возвращаясь в себя и в свое богослужение, говорили "зачем нужны истины и что это такое?" Однако, поскольку они не были способны принимать истины, то они были тогда предоставлены своим страстям, бывшим внутри их богослужения, которые изгоняют всякое поклонение Богу. Ибо внутреннее приспосабливает к себе внешнее, отвергая то, что не согласуется с ним; у всех после смерти внешнее становится подобным внутреннему.
158. [Стих 2] "Бодрствуй" означает, чтобы они могли быть в истинах и в жизни по ним. "Бодрствовать" имеет такое значение в Слове; ибо познающий истины и живущий по ним подобен тому, кто пробуждается от сна и бодрствует. Тогда как не состоящий в истинах, а только в богослужении, подобен тому, кто спит и видит сны. Природная жизнь, рассматриваемая в себе или без духовной жизни, не является ничем иным, как сном; но природная жизнь, в которой содержится духовная жизнь, есть бодрствование; и она может быть достигнута только истинами, пребывающими в своем свете и в своем дне, когда человек живет по ним. Это означается словом "бодрствовать" в следующих местах:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф. 24:42).
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими. Будьте же и вы готовы,
ибо, в который час вы не думаете, придет Сын Человеческий (Лк. 12:37, 40).
Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет господин дома; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13:35-37).
В то время, как жених замедлил, девы задремали и уснули; и пять неразумных приходят и говорят; Господи! отвори нам, но Господь сказал им в ответ: Я не знаю вас. Итак, бодрствуйте,
потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий (Мф. 25:1-13).
Поскольку пришествие Господа называется "утром" (п. 151), когда открываются истины и появляется свет, поэтому такое время называется началом стражи (Плач. 2:19), а Господь называется "Бодрствующим" (Дан. 4:14); у Исаии говорится:
Оживут мертвецы Твои! Воспряньте, поверженные в прахе (Ис. 26:19).
Но состояние человека, не пребывающего в истинах, называется "дремотой" и "сном", что может быть видно (Иер. 51:39, 57; Пс. 12:4; Пс. 75:7; Мф. 13:25, и в других местах).
159. "И утверждай прочее близкое к смерти" означает, что принадлежащее их богослужению может принять жизнь и не должно быть разрушено. Теперь будет объяснено, как это понимать. Мертвое богослужение во внешней форме совершенно подобно живому богослужению, ибо пребывающие в истинах так же как они слушают проповеди, приступают к Святой Вечере, молятся утром и вечером, преклонив колени, не говоря об общих и торжественных частях богослужения. Поэтому состоящие в мертвом богослужении нуждаются только в том, чтобы познавать истины и жить по ним; таким образом "утверждать прочее близкое к смерти".
160. "Ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим" означает, что внутренние начала их богослужения не соединены с Господом. Что под "делами" понимаются внутренние и внешние начала, а под словами "знаю твои дела" понимается, что Господь видит все внутреннее и в то же время внешнее человека, может быть видно выше (п. 76). Эти дела называются "совершенными перед Богом", когда они соединены с Господом. Должно быть известно, что мертвое богослужение или только внешнее богослужение, производит лишь присутствие Господа, но не соединение. Внешнее же богослужение, в котором живут внутренние начала, производит оба действия, присутствие и соединение; так как соединение Господа в человеке происходит с исходящим от Господа, что составляют истины, происходящие от добра, если же их нет в богослужении, то дела не совершенны перед Богом, но пусты. "Пустота" в Слове относится к человеку, в котором одни только неправды и зло (как у Мф. 11:44 и в других местах). Поэтому "полнота" относится к человеку, в котором есть истины и добро.
161. [Стих 3] "Вспомни, что ты принял и слышал" означает, чтобы они могли мыслить, что всякое богослужение сначала бывает природно, но затем через истины, исходящие из Слова, и через жизнь по ним становится духовным, кроме того, многое другое. Вот, что понимается под этими словами; также, что всякий из Слова и из проповедей знает, что нужно изучать истины, и что через истины люди обретают веру, милосердие и все, что содержится в Церкви. Что это так, было часто показано в книге "Тайны Неба", изданной в Лондоне; что истинами обретается вера (п. 4353, 4977, 7178, 10367); что истинами обретается любовь к ближнему или милосердие (п. 4368, 7623, 7624, 8034); что истинами обретается любовь к Господу (п. 10143, 10153, 10310, 10578, 10645); что истинами обретается разум и мудрость (п. 3182, 3190, 3387, 10064); что истинами обретается возрождение (п. 1555, 1904, 2046, 2189, 9088, 9959, 10028); что истинами обретается власть над злом и неправдами, и над адом (п. 3091, 4015, 10488); что истинами производится очищение от зла и неправд (п. 2799, 5954, 7044, 7918, 10229, 10237); что истинами образуется Церковь (п. 1798, 1799, 3963, 4468, 4672); что истинами образуется небо (п. 6690, 9832, 9931, 10303); что истинами приобретается невинность мудрости (п. 3183, 3494, 6013); что истинами образуется совесть (п. 1077, 2053, 9113); что истинами обретается порядок (п. 3316, 3417, 3570, 4704, 5339, 5343, 6028, 10303); что истинами ангелы приобретают красоту, и также люди относительно внутренних начал, составляющих их дух (п. 553, 3080, 4985, 5199); что истинами человек становится человеком (п. 3175, 3387, 8370, 10298): однако, все это приобретается истинами, происходящими от добра, а не истинами без добра, добро же исходит от Господа (п. 2434, 4070, 4736, 5147). Что всякое добро исходит от Господа (п. 1614, 2016, 2904, 4151, 9981, 5147). Но кто так мыслит? В настоящее время безразлично, знает ли человек те или иные истины, если он находится в богослужении. И поскольку немногие исследуют Слово с целью изучить истины и жить по ним, то ничего не известно о богослужении, мертвое ли оно или живое; между тем как по качеству богослужения сам человек или мертв, или жив. Иначе какая польза была бы от Слова и от учения, исходящего от него? Какая польза была бы от дней Субботних и от проповедей, также как от богословских книг? Зачем бы иначе была Церковь и религия? Известно, что всякое богослужение в начале бывает природно, а затем через истины, исходящие из Слова, и через жизнь по ним становится духовным, ибо человек родится природным, но воспитывается, чтобы стать гражданином и нравственным человеком, а впоследствии духовным, поскольку таким образом он возрождается. Вот, что означается словами "вспомни, что ты принял и слышал".