Я возращу рог Давиду, а на нем будет сиять венец его (Пс. 131:17, 18).
Господь дал серьги к ушам твоим и прекрасный венец на твою голову (Иез. 16:12).
Это говорится о Иерусалиме, которым означается Церковь относительно учения, и поэтому "прекрасный венец" есть мудрость, исходящая из Божественной Истины или Слова.
В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою
для остатка народа своего (Ис. 28:5).
Это сказано о Господе, потому что говорится "в тот день". "Великолепный венец" есть мудрость, а "славная диадема" – разум. "Остаток народа" – это те, в ком будет Его Церковь. Подобное обозначено "венцом" и "диадемой" (Ис. 62:1, 3); также "пластиной золота" на кидаре Аарона (Исх. 28:36, 37), которая также называлась "диадемой".
Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей
венец славы вашей (Иер. 13:18).
Радость нашего сердца прекратилась; упал венец с нашей головы (Плач. 5:15, 16).
Он совлек с меня славу мою и снял венец с моей головы (Иов 19:9).
Поверг на землю венец его (Пс. 88:40).
В этих местах "венцом" обозначена мудрость.
190. [Стих 12] "Побеждающий" означает стойко пребывающих в истинах, происходящих из добра от Господа, это ясно из предыдущего, поэтому не требует объяснений.
191. "Сделаю столпом в храме Бога Моего" означает, что истины, происходящие из добра от Господа в тех, которые их имеют, поддерживают Церковь Господа на небе. "Храмом" обозначена Церковь, а "храмом Бога Моего" – Церковь Господа на небе. Из этого ясно, что "столпом" обозначено то, что поддерживает и укрепляет Церковь, а это есть Божественная Истина Слова. "Храмом" в высшем смысле означается Господь относительно Божественной Человечности, а в частности относительно Божественной Истины; но в прообразовательном смысле "храмом" обозначена Церковь Господа на небе; затем также Церковь Господа в мире. Что "храмом" в высшем смысле обозначен Господь относительно Божественной Человечности, а в частности относительно Божественной Истины, ясно из этих отрывков:
Иисус сказал Иудеям: разрушьте храм сей, и Я через три дня воздвигну его;
Он говорил о храме тела Своего (Ин. 2:18-21).
Храма же я не видел в Новом Иерусалиме, ибо Господь Бог Вседержитель - храм
его и Агнец (Откр. 21:22).
Вот, внезапно придет в храм Свой Господь и Ангел завета, Которого вы желаете (Мал. 3:1).
Поклоняюсь перед святым храмом Твоим (Пс. 137:2).
Однако я опять увижу святой храм Твой; и моя молитва дошла до Тебя,
до храма святого Твоего (Иона 2:4, 8).
Господь - во святом храме Своем (Авв. 2:20).
"Святой храм" Иеговы или Господа есть Его Божественная Человечность, так как ей поклоняются, взирают и молятся, а не одному только храму, который сам по себе не свят. Говорится "святой храм", потому что святость относится к Божественной Истине (п. 173). Под "храмом, освящающим золото" (Мф. 23:16, 17) не понимается ничто иное, как Божественная Человечность Господа. Что "храмом" в прообразовательном смысле означается Церковь Господа на небе, ясно из этих отрывков:
Голос Господа из храма (Ис. 66:6).
Из храма небесного от престола раздался громкий голос (Откр. 16:17).
И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его (Откр. 11:19).
Отверзся храм скинии свидетельства на небе; И семь Ангелов вышли из храма;
И храм наполнился дымом славы Божией (Откр. 15:5, 6, 8).
Я призвал Господа и воззвал к моему Богу. И Он услышал голос мой из храма Своего (Пс. 17:7).
Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном,
и края риз Его наполняли весь храм (Ис. 6:1).
Что "храм" означает Церковь в мире, ясно из этих слов:
Дом освящения нашего и славы нашей сожжен (Ис. 64:11).
Церковь, которая будет установлена Господом, описана "новым храмом" в главах Иезекииля (40 и 48); и понимается под "храмом", который измерял Ангел (Откр. 11:1); также, как в других местах (Ис. 44:28; Иер. 7:2-4, 9-11; Зах. 8:9).
Ученики приблизились к Иисусу, чтобы показать Ему здания храма. Иисус сказал им: истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено (Мф. 24:1-2; Мк. 13:1-5; Лк. 21:5-7).
Здесь "храмом" означается нынешняя Церковь, а ее разрушением, так что там не останется "камня на камне", означается конец этой Церкви, когда в ней не останется никакой истины. Ибо когда ученики говорили с Господом о храме, Господь предсказал последовательные состояния этой Церкви даже до ее конца, то есть до кончины века, под "кончиной века" понимается ее последнее время, ныне существующее. Это было прообразовано разрушением храма до основания. Храм означает эти три, а именно: Господа, Церковь на небе и Церковь в мире. Ибо эти три составляют одно, и они не могут быть разделены; следовательно, одно не может быть понято без другого. Поэтому тот, кто отделяет Церковь в мире от Церкви на небе, а их от Господа, не пребывает в истине. Здесь под "храмом" понимается Церковь на небе, так как далее следует о Церкви в мире (п. 194).
192. "И он уже не выйдет вон" означает, что они пребудут там в вечности, ясно без объяснения.
193. "И напишу на нем имя Бога Моего" означает, что Божественная Истина будет написана в их сердцах. "Написать на чем-либо" означает написать так, чтобы это могло быть в нем, как если бы это было его; "имя Бога Моего" означает Божественную Истину. Здесь кое-что будет сказано о том, что "Бог Мой" есть Божественная Истина. В Слове Ветхого Завета в бесчисленных местах упоминается Иегова Бог, также как отдельно, иногда Иегова, иногда Бог, под "Иеговой" понимается Господь относительно Божественного Блага, а под "Богом" – Господь относительно Божественной Истины или, что то же самое, под "Иеговой" понимается Господь относительно Божественной Любви, а под "Богом" – Господь относительно Божественной Мудрости, два имени употребляются из-за небесного супружества во всех частях Слова. Это есть супружество Любви и Мудрости или супружество добра и истины, об этом супружестве можно видеть в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 80-90). В Слове Нового Завета, однако, не упоминается "Иегова Бог", но "Господь Бог", ибо "Господь" подобно "Иегове" означает Божественное Благо или Божественную Любовь. Из этого можно заключить, что "имя Бога Моего" означает Божественную Истину Господа. Что "имя", когда говорится о Господе, есть все, чем Ему поклоняются, может быть видно выше (п. 81); все же, чем Ему поклоняются, относится к Божественному Благу и к Божественной Истине. Поскольку неизвестно, что понимается под этими словами Господа:
Отец! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю (Ин. 12:28)
то это нужно объяснить. Когда Господь был в мире, Он соделал Свою Человечность Божественной Истиной, которая также есть Слово; и когда Он ушел из мира, Он полностью соединил Божественную Истину с Божественным Благом, что было в Нем от начала; ибо Господь прославил Свою Человечность, то есть сделал ее Божественной, подобно тому как Он делает духовным человека; так как сначала Он влагает в человека истины из Слова, а потом объединяет их с добром, и через это объединение человек становится духовным.
194. "И имя города Бога Моего, Нового Иерусалима" означает, что учение Новой Церкви будет написано на их сердцах. "Новым Иерусалимом" означается Новая Церковь, а когда называется "город", то означается Новая Церковь относительно учения; и поэтому словами "напишу на нем имя города Бога Моего, Нового Иерусалима" означается, что учение Новой Церкви будет вписано в них. Что под "Иерусалимом" понимается Церковь, а под ним, как "городом", Церковь относительно учения, может быть видно ниже (п. 880, 881). Учение обозначено "городом", потому что "землей", и в особенности "землей Ханаана", обозначена Церковь в полном объеме; следовательно "наследниками", между которыми земля Ханаанская была разделена, означаются различные качества Церкви, а "городами" в ней означаются положения учения. Поэтому под "городами", которые упоминаются в Слове, ничто иное не понимается ангелами; что также мне было показано многими опытами. Подобное со значением гор, холмов, долин, источников и рек, которые все означают предметы, принадлежащие Церкви. Что "города" означают положения учения, можно заключить в некоторой мере из следующих отрывков:
Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, земля осквернена; разрушен опустевший
город; в городе осталось запустение, и ворота развалились (Ис. 24:3, 4, 10-12).
Лев выходит из своей чащи, чтобы землю твою сделать пустынею, города твои будут разорены; Кармил - пустыня, и все города его разрушены; восплачет об этом земля; разбегутся все города (Иер. 4:7, 26-29).
"Земля" есть Церковь, а "город" – ее учение. Здесь описывается опустошение Церкви неправдами учения.
И придет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет, и погибнет долина,
и опустеет равнина (Иер. 48:8).
Подобным образом:
Вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом на всей этой земле (Иер. 1:18).
Эти слова относились к пророку, потому что "пророком" обозначено учение Церкви (п. 8):
В тот день будет воспета песнь эта в земле Иудиной; город крепкий у нас;
спасение дал Он вместо стены и вала (Ис. 26:1).
Город великий распался на три части, и города языческие пали (Откр. 16:19).
Пророк увидел на высокой горе город с юга, и ангел измерял стену,
врата, палаты, и порог врат, а имя города было "Господь там" (Иез. 40:1 до конца).