Евангелие учит, что Христос принял на Себя всякое осуждение Закона и искупил все грехи, и что через веру мы получаем прощение.
Что Святой Дух даруется и принимается проповедью не Закона, но Евангелия, и сердце человека обновляется; и тогда Дух использует служение Закона, чтобы научить и показать в Десятисловии, какова есть добрая воля, угодная Богу. Таким образом, Дух умерщвляет и оживляет.
Что нужно различать между делами Закона и делами Духа, и поэтому верующие не состоят под Законом, а под благодатью.
Что праведность Закона не оправдывает, то есть не примиряет и не возрождает, и людей собой не делает угодными Богу, но когда даруется Святой Дух, тогда следует исполнение Закона.
Что дела второй скрижали Десятисловия не оправдывают, ибо мы тогда действуем с людьми, а не собственно с Богом, однако в оправдании мы должны действовать с Богом.
Что Христос, поскольку Он, будучи безгрешным, подвергся наказанию греха и сделался за нас жертвой, вознес это иго Закона, чтобы он не осуждал верующих, ибо Он есть умилостивление за верующих, ради чего они считаются праведными.
Что покаяние состоит из двух частей, одна часть есть сокрушение или страх, введенный в совесть за грехи, другая часть есть вера, воспринимаемая в результате Евангелия, утешающая совесть прощением грехов и освобождающая от страхов.
Признающий всего себя грешником, сознает все грехи, не исключает ни одного, и ни одного не забывает. Таким образом, грехи смываются, человек очищается, оправдывается и освящается, ибо Дух Святой не позволяет господствовать греху, но укрощает и обуздывает его.
Что перечисление грехов должно быть свободно, хочет человек или не хочет, и обязательно должна быть личная исповедь и прощение.
Поэтому желающий может исповедать свои грехи и получать прощение от исповедника, и грехи тогда будут отпущены.
Служитель тогда должен сказать такие слова: "Да будет к тебе милостив Бог и утвердит твою веру, да будет тебе по вере твоей, а я по велению Господа отпускаю тебе твои грехи"; другие же говорят: "Возвещаю тебе прощение грехов".
Однако же грехи отпускаются не покаянием и не делами, но верой.
Поэтому покаяние духовенства состоит только в исповеди перед Богом, что они – грешники, и в молитве, чтобы они могли оставаться стойкими в вере.
Что искупление и удовлетворение являются необходимостью, ибо Христос есть Искупление и Удовлетворение.
Они учат, что после падения Адама все люди, размножающиеся по природе, рождаются во грехе, то есть без страха Божьего и с похотями; это осуждает и даже приносит вечную смерть тем, которые возрождаются Крещением и Духом Святым. Это есть лишение первоначальной праведности, а вместе с этим беспорядочное расположение частей души и испорченное состояние.
Что есть различие между самой природой, в которой сотворен человек, и которая существует также после падения и продолжает быть созданием Божьим, и первородным грехом.
Что, таким образом, есть различие между испорченной природой и испорченностью, запечатленной в природе, через которую природа развратилась.
Что никто, кроме Бога, не может отделить испорченность природы от самой природы.
Что это явно совершится в блаженном воскресении, ибо тогда сама природа, которую человек поддерживает в мире, возродится без первородного греха и будет наслаждаться вечным счастьем.
Что различие, подобное этому, есть между делом Божьим и делом дьявола.
Что этот грех не вторгся бы в природу, если бы Сатана не сотворил бы зло существенно и не смешал бы его с природой, но что реальная и первородная праведность была потеряна.
Что первородный грех случаен; и человек разумом как бы духовно мертв перед Богом.
Что это зло покрывается и прощается только Христом.
Что само семя, из которого происходит человек, загрязнено этим грехом.
Что в результате этого человек получает от своих родителей извращенные наклонности и внутреннюю нечистоту сердца.
Что Крещение есть не просто вода, но это есть вода, принимаемая по Божественной заповеди, запечатленная в Слове Божьем, таким образом священная.
Что задача, дело, плод и цель Крещения состоит в том, чтобы люди могли быть спасены и избраны в Христианское сообщество.
Что через Крещение становится доступной победа над смертью и дьяволом, прощение грехов, Божья благодать, Христос со всеми Его делами и Дух Святой со всеми Его дарами, также вечное блаженство всем верующим (общее и частное).
Дается ли также через Крещение вера младенцам, это слишком глубокий вопрос для определенного исследования.
Что погружение в воду означает умерщвление старого человека и воскресение нового. Поэтому оно может быть названо купелью возрождения и истинной купелью в Слове, также как в смерти и погребении Христа.
Что жизнь Христианина, когда-то начатая таким образом, является ежедневным крещением.
Что не вода производит это, но Слово Божье, пребывающее в воде и с водой, вера же в Слово Божье придана воде. Из этого следует, что хотя крещение во имя Божье совершается людьми; все же оно совершается не ими, но Самим Богом.
Что Крещение не отнимает первородного греха, когда погашается испорченное вожделение, но оно удаляет вину.
Некоторые же из Реформаторов верят:
Что Крещение есть внешнее омовение водой, означающее внутреннее омовение от грехов.
Что оно не дарует возрождения веры, Божьей милости и спасения, а только означает и запечатляет их.
Также, что они не даруются во время Крещения и с ним, но впоследствии, когда человек возрастает.
Кроме того, что благодать Христова и дар веры даются только избранным.
А поскольку спасение не зависит от Крещения, то и разрешается его совершать другому за неимением обычного служителя.
Те из Реформаторов, которые называются Лютеранами, учат:
Что в Святой Вечере или таинстве алтаря Тело и Кровь Христа истинно и существенно присутствуют, и действительно раздаются и принимаются вместе с хлебом и вином.
Что, поэтому, истинное Тело и Кровь Христа содержатся в хлебе и вине, с ними и под ними, и даются Христианам для еды и питья.
Следовательно, что это не просто хлеб и вино, но они содержат в себе и соединены Словом Божьим, отчего они становятся Телом Христа и Кровью, ибо когда Слово добавляется к вину и хлебу, то это становится Таинством.
Что, однако, это не такое преосуществление, какое есть у Папистов.
Что это есть пища для души, питающая и укрепляющая нового человека.
Что она была учреждена для того, чтобы вера могла восстанавливать и возвращать свою силу, давать прощение грехов и новую жизнь, которую Христос заслужил для нас.
Что, таким образом, Тело и Кровь Христа принимаются не только духовной верой, но также и устами сверхъестественно, через таинственное соединение с хлебом и вином.
Что ценность этой Вечери состоит в одном послушании и в заслуге Христа, которая применяется истинной верой.
Словом, что Таинства Господней Вечери и Крещения суть свидетельства воли и милости Бога к людям; Таинство Вечери есть обещание прощения грехов через веру. Оно побуждает сердце верить, а Дух Святой действует через Слово и Таинства.
Что это не производится освящением служителя, но должно быть приписано только всемогущей силе Господа.
Что достойные, также как и не достойные, принимают истинное Тело и истинную Кровь Христа, ибо Он висел на кресте; но достойные – к спасению, а не достойные – к осуждению.
Что достойны те, которые имеют веру.
Что никого не нужно принуждать к Вечере, но всякий человек может приступать к ней, побуждаемый духовным голодом.
Другие же Реформаторы, однако, учат:
Что в Святой Вечере Тело и Кровь Христа принимаются только духовно; и что хлеб и вино есть только знаки, образы, символы, изображения и подобия.
Что Христос не присутствует телесно, а только силой и действием из своей Божественной сущности; но что на небе существует соединение по сообщению свойств.
Что ценность этой Вечери зависит не только от веры, но также и от приготовления.
Что только достойные получают силу, а не достойные – просто хлеб и вино.
Не смотря на это разногласие, все Реформаторы соглашаются в том, что тот, кто желает достойно приступить к этой Вечере, должен обязательно покаяться.
Лютеране учат, что, если они без раскаяния в злых делах все же будут приступать, то они будут осуждены навечно; а Англичане – что в противном случае в них войдет дьявол, как в Иуду. Это ясно из молитв, читаемых перед Причастием.
Они различают между состояниями до падения, после падения, после принятия веры и обновления, и после воскресения.
Что человек после падения полностью стал неспособным к начинанию, мышлению, пониманию, вере, желанию, действию или содействию в духовных и Божественных предметах своими собственными силами, или применением и приспособлением к милости; но его природная воля стремится только к тому, что противно Богу и неугодно Ему.
Что, таким образом, в духовных предметах человек подобен пню, хотя в нем есть способность, не активная, но пассивная, через которую он может быть по милости Божьей обращен к добру.
Однако, свобода воли оставлена человеку после падения, чтобы он был способен или неспособен слышать Слово Божье и, таким образом, чтобы небольшая искра веры могла быть разожжена в сердце, которая включает прощение грехов ради Христа и вселяет утешение.
Что человеческая воля, однако, пользуется свободой осуществлять гражданское правосудие и избирать предметы, принадлежащие разуму.
Что Церковь есть собрание и общность святых, и она распространена по всему миру среди тех, которые имеют того же Христа, того же Духа Святого и те же Таинства, имеют ли они одинаковые или разные традиции.