и было сказано им: "Помыслите, что Христос в отношении Его Божественности и в отношении Его Человечности есть Бог неба и земли, и тогда скажите: "Божественная Человечность". Но они не могли; сказав, что хотя и сохранили из тех отрывков некоторую мысль от разума об этом, но не признавали ничего из этого, и поэтому они не могли.
II. После этого им прочитали из Луки (гл. 1:32, 34, 35), что Господь в отношении Человечности был Сыном Иеговы Бога, и что всюду в Слове относительно Человечности Он назван "Сыном Божьим", также "Единородным", и их попросили удержать это в мысли, а также то, что Единородный Сын Божий, рожденный в мире, не может быть, но есть Бог, как Отец есть Бог, и произнести слова "Божественная Человечность". Но они сказали: "Мы не можем, так как наше духовное мышление, которое является внутренним, не допускает в мысль иного, чем подобные мысли, ближайшие к речи"; и что отсюда они могли постигнуть, что им не разрешается разделять их мысли, как это было в природном мире.
III. Тогда им прочитали слова Господа Филиппу:
Филипп сказал: Господи, покажи нам Отца, и Господь сказал: Видевший Меня, видел и Отца;
Разве вы не верите, что Я в Отце, и Отец во Мне? (Ин. 14:8-11);
и также в другом месте:
Я и Отец - одно (Ин. 10:30);
и в других местах; им было сказано, чтобы они, удерживая это в мысли, произнесли "Божественная Человечность"; но поскольку их мысль не коренилась в признании, что Господь есть Бог даже в отношении Его Человечности, поэтому они не могли. Они искривляли свои губы в негодовании, желая заставить свой рот произнести и выдавить это, но все безуспешно. Это происходило потому, что идеи мышления, которые проистекают от принятия, составляют одно с произносимыми словами у пребывающих в духовном мире, и если таких мыслей нет, то нет никаких слов, так как мысли становятся словами в речи.
IV. Кроме того, им были прочитаны следующие слова из учения Церкви, принятого во всем мире:
Что Божественность и Человечность в Господе не два, но одно; более того, одно Лицо, объединенное в целом подобно душе и телу.
Они взяты из Символа веры Афанасия. Им было сказано: "Из этого, несомненно, вы теперь можете иметь мысль, происходящую от признания, что Человечность Господа является Божественной, ибо Его душа Божественна, поскольку это происходит из учения вашей Церкви, которое вы признавали в мире. Кроме того, душа есть сама сущность, а тело является ее формой, сущность же с формой составляют одно, как бытие и существование, подобно причине, производящей действие, и самому действию". Они, удержав эту мысль, хотели произнести "Божественная Человечность", но не могли; так как внутренняя мысль о Человечности Господа вытеснялась и изгонялась этой новой дополнительной мыслью, как они ее назвали.
V. Затем им был прочитан отрывок из Иоанна;
И Слово было у Бога, и Слово было Бог; и Слово стало плотью (Ин. 1:1, 14);
и следующее из Павла:
В Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно. (Кол. 2:9);
и им было сказано, чтобы они твердо мыслили, что Бог, который есть Слово, стал плотью, и что вся Божественность обитает в нем телесно. "Возможно, тогда вы сможете произнести "Божественная Человечность". Тем не менее, они не могли, открыто признаваясь, что не могут иметь мысли о Божественной Человечности, "потому что Бог есть Бог, а человек есть человек, и Бог есть Дух, а мы никогда не думали о Духе иначе, чем как о ветре или эфире".
VI. Далее им было сказано: разве вы не знаете, что Господь сказал:
Пребудьте во Мне, и Я в вас, кто прибывает во Мне, и Я в нем,
тот приносит много плода, поскольку без Меня вы не можете делать ничего (Ин. 15:4-5);
и так как здесь присутствовали некоторые из английского духовенства, то им прочитали отрывок одной из их проповедей перед Святым Причастием:
Когда мы духовно едим плоть Христа и пьем кровь, тогда мы живем во Христе, и Христос в нас.
Если теперь вы будете думать, что это возможно только тогда, когда Человечность Господа Божественна, то произнесите "Божественная Человечность" по признанию мышлением. Но они не могли; столь глубоко проникла в них мысль, что Божественность Господа – это одно, а Его Человечность – другое, что Его Божественность подобна Божественности Отца, а Его Человечность подобна человечности другого человека. Но им было сказано: "Как можете вы так думать? Возможно ли для разумного духа мыслить о Боге как о трех, и о Господе как о двух?"
VII. Затем они обратились к Лютеранам, говоря, что Аусбургское Исповедание и Лютер учили, что Сын Божий и Сын Человеческий во Христе составляют одно Лицо, и что Он даже относительно Человеческой Природы есть Истинный, Всемогущий и Вечный Бог, и что Ею Он присутствует одесную Всемогущего Бога, Он управляет всем на небесах и на земле, наполняет все, пребывает, живет и действует в нас; и что нет никакого различия в поклонении, потому что посредством видимой Природы, поклоняются Божественному, которое невидимо, таким образом, во Христе Бог есть Человек, и Человек есть Бог. Слушая это, Лютеране ответили: "Так ли это?" И посмотрев вокруг, тотчас сказали: "Мы этого не знали прежде, и потому не можем". Но некоторые сказали: "Мы читали и писали об этом, но размышляя об этом сами в себе, находили только слова, в которых нет никакой внутренней мысли".
VIII. Наконец, обратившись к Папистам, они сказали: "Может быть вы можете сказать "Божественная Человечность", поскольку вы верите, что в вашей Евхаристии в хлебе и вине, и в каждой части вашего таинства пребывает Христос, вы также поклоняетесь Ему как Богу, показывая и пронося хлеб Святого Причастия, и так же потому, что вы называете Марию матерью Бога, следовательно вы признаете, что она родила Бога, то есть "Божественную Человечность". Они тогда захотели произнести это согласно своим мыслям о Господе, но не могли из-за их материальной мысли о Его теле и крови, и из-за утверждения, что Человеческая, а не Божественная сила передана Им Римскому папе. Тогда один монах поднялся и сказал, что он может думать о Божественной Человечности Пресвятой Девы Марии, Матери Бога, и также о святости его монастыря. Другой монах, приблизившись, сказал: "Я мог бы сказать согласно идее моего мышления "Божественная Человечность" о Его Святейшестве Папе Римском скорее, чем о Христе". Но тогда другие монахи оттянули его назад и сказали: "Тебе должно быть стыдно!"
После этого стало видно отверстое небо, и были видны как бы пламенные языки, сходящие и пребывающие на некоторых; и тогда те, кто прославляли Божественную Человечность Господа, сказали: "Отбросьте мысль о трех Богах и поверьте, что в Господе пребывает вся полнота Божества телесно, и что Отец и Он – одно, как душа и тело – одно, и что Бог не есть ветер или эфир, но что Он есть Человек, и тогда вы соединитесь с небесами, и, таким образом, будете способны от Господа произнести "Иисус" и сказать "Божественная Человечность".
1. И я увидел, как Агнец открыл первую из печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
2. И я увидел, и вот, конь белый, на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
3. И когда он открыл вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
5. И когда Он открыл третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь черный, и сидящий на нем, имеющий весы в своей руке.
6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
7. И когда Он открыл четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.
8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя `смерть'; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
9. И когда Он открыл пятую печать, я увидел под алтарем души убитых за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Господь Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11. И белые одежды были даны каждому из них, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока их товарищи и их братья, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
12. И я увидел, когда Он открыл шестую печать, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало черным как власяница, и луна сделалась как кровь.
13. И звезды небесные упали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
14. И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора и остров сдвинулись с мест своих.
15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещерах и в ущельях гор,
16. И сказали горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
17. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Говорится об испытании тех, над которыми совершится Последний Суд, и об исследовании, каково в них понимание Слова, а затем каково их состояние жизни.
Что это суть пребывающие в истинах, происходящих из добра (стих 1, 2); лишенные добра (стих 3, 4); презиравшие истины (стих 5, 6); совершенно опустошенные в отношении добра и истины (стих 7, 8).
О состоянии тех, которые сохранялись Господом на нижней земле по причине зла и были освобождены во время Последнего Суда (стихи 9, 10, 11).
О состоянии пребывающих во зле и затем во лжи, каково оно будет в день Последнего Суда (стихи 12- 17).
1. "И я увидел, как Агнец открыл первую из печатей"
означает исследование Господом всех, над которыми совершится Последний Суд, как относительно понимания Слова, так и относительно состояний их жизни.