"И, обратившись, увидел семь золотых светильников"
означает Новую Церковь, которая будет в озарении Господом по Слову.
13. "И, посреди семи светильников, Подобного Сыну Человеческому"
означает Господа в отношении Слова, из которого произойдет Церковь.
"Одетого в длинные одежды"
означает Божественное исходящее, которое есть Божественная Истина.
"И под грудью опоясанного золотым поясом"
означает Божественное исходящее и в то же время соединяющее начало, которое есть Божественное Благо.
14. "Его голова и волосы были белы, как белая шерсть, подобно снегу"
означает Божественную Любовь Божественной Мудрости в первых и последних.
"И Его глаза как пламя огня"
означает Божественную Мудрость Божественной Любви.
15. "И Его ноги подобно блестящей бронзе как раскаленные в печи"
означает природное Божественное Благо.
"И Его глас, как шум многих вод"
означает природную Божественную Истину.
16. "И имеющий в деснице Своей семь звезд"
означает все познания блага и истины в Слове от Него Самого.
"И из Его уст выходил острый с обеих сторон меч"
означает рассеивание Господом неправд посредством Слова и учения.
"И Его лицо как солнце, сияющее в силе своей"
означает Божественную Любовь и Мудрость, составляющие Его Самого и происходящие от Него.
17. "И когда я увидел Его, то пал к Его ногам, как мертвый"
означает слабость собственной жизни в присутствии Господа.
"И Он положил Свою десницу на меня"
означает тогда вдохнутую Им жизнь.
"И сказал мне: не бойся!"
означает восстановление и поклонение тогда в глубоком смирении.
"Я Первый и Последний"
означает, что Он Вечен и Бесконечен и потому Единый Бог,
18. "И живой"
означает Кто Один есть Жизнь, и от Кого исходит Жизнь.
"И был мертв"
означает, что Он был отвергнут в Церкви, и Его Божественная Человечность не была признана.
"И вот, жив во веки веков"
означает, что Он есть вечная Жизнь.
"Аминь"
означает Божественное утверждение, что это есть истина.
"И имею ключи ада, и смерти"
означает, что Он Один может спасать.
19. "Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после этого"
означает, чтобы все, ныне открытое, послужило потомкам,
20. "Тайна семи звезд, которые ты видел в Моей правой руке, и семи золотых светильников"
означает тайну в видениях о новом небе и новой Церкви.
"Семь звезд суть Ангелы семи Церквей"
означает новую Церковь на небесах, которая есть Новое Небо.
"А семь светильников, которые ты видел, суть семь Церквей"
означает Новую Церковь на земле, которая есть Новый Иерусалим, сходящий от Господа с Нового Неба.
1. До этого времени не было известно, что существует духовный смысл. В Учении Нового Иерусалима о Священном Писании было показано, что этот смысл содержится в малейших частях Слова, и без него Слово во многих местах не может быть понято. Этот смысл не проявлен в буквальном смысле, но содержится внутри него, как душа в теле. Известно, что существует Духовное и Природное начало, и что духовное влияет на природное, и проявляется так, что его видят и чувствуют в формах, воспринимаемых зрением и осязанием, и что Духовное вне этих форм ощущается не иначе, как чувство и мышление, или как любовь и мудрость, принадлежащие душе. Признано, что чувство и мышление, или любовь, которой принадлежит чувство, и мудрость, которой принадлежит мышление, духовны. Дело в том, что эти две способности души проявляются в теле в его формах, называемых чувственными и двигательными органами; также, что они составляют одно таким образом, что в то время как разум мыслит, уста тотчас произносят, что было помысленно, и как только душа желает, тело тотчас делает то, что было желанно. Из этого ясно, что в человеке совершенный союз духовного и природного начала. Подобное во всем в мире и в каждом отдельном предмете. Духовное начало является внутренней причиной, а природное начало есть следствие его, и вместе они составляют одно. Духовное не проявляется в Природном, потому что, как было сказано, оно содержится внутри, как душа в теле, и как внутренняя причина в следствии. Подобным образом и в Слове. Так как оно Божественно, то ни для кого невозможно отрицать, что оно в своем лоне духовно, однако, духовное не проявляется в буквальном смысле, который является природным; духовный смысл был неведом до сих пор, и он не мог стать известным ранее, чем подлинные истины не были открыты Господом; ибо тот смысл содержится в этих истинах. Вот почему Откровение не было понято до этого времени. Но чтобы не было сомнений, что эти истины содержатся в нем, мельчайшие детали должны быть объяснены и доказаны подобными местами в Слове. Объяснение и доказательство следует теперь.
2. [Стих 1] "Откровение Иисуса Христа" означает пророчество Господа о Себе Самом и о Своей Церкви, чему будет подобен ее конец, и что будет впоследствии, как на небесах, так и на земле. "Откровение Иисуса Христа" обозначает все пророчества, а поскольку они исходят от Господа, то говорится "Откровение Иисуса Христа". Что они относятся к Господу и Его Церкви, будет видно из объяснения. В Откровении не говорится о последовательных состояниях Церкви, еще менее о последовательных состояниях царств, как некоторые верили до сих пор, но все от начала до конца относится к последнему состоянию Церкви, как на небесах, так и на земле, затем к Последнему Суду, а после этого к Новой Церкви, которая есть Новый Иерусалим. Очевидно, что Новая Церковь – это и есть конечная цель данного сочинения. Следовательно, сначала показано состояние Церкви ранее. Но в чем состоит последовательность этих предметов, может быть видно из содержания каждой главы, а более отчетливо – из объяснения каждого стиха.
3. "Которое дал Ему Бог, чтобы показать слугам Своим" означает тем, которые пребывают в вере, происходящей из милосердия, или в истинах мудрости, происходящих из добра любви. "Показать" означает возвестить, "слугами" здесь означаются те, которые пребывают в вере, происходящей от милосердия. Это возвещается им, ибо они понимают и принимают. Под "слугами" в духовном смысле понимаются пребывающие в истинах, а также истины, происходящие из добра; также пребывающие в мудрости, происходящей из любви, ибо мудрость исходит от истины, а любовь от добра. Также понимаются те, которые состоят в вере, происходящей от милосердия, поскольку вера исходит от истины, а милосердие – от блага; поскольку подлинный духовный смысл отвлечен от лиц, то в нем истины означаются "слугами". Таким образом, истины служат благу, наставляя его, посему в общем смысле под "слугами" в Слове понимаются состоящие в службе, человек ли это или вещь, которая служит. В этом смысле не только пророки названы слугами Божьими, но также и Господь в отношении Своей Человечности. Что пророки называются слугами Божьими, видно из следующих отрывков:
Господь послал к вам всех слуг Своих, пророков (Иер. 25:4).
Господь открыл Свою тайну слугам Своим, пророкам (Ам. 3:7).
Господь послал к нам слуг Своих, пророков (Дан. 9:10).
И Моисей назван слугой Иеговы (Мал. 4:4), ибо под пророком в духовном смысле понимается истина учения, о чем говорится ниже. А поскольку Господь является Самой Божественной Истиной, которая также есть Слово, поэтому Он Сам назван Пророком, а так как Он исполнял службу в мире, и в вечности служит всем учением, поэтому также в различных местах Он назван слугой Иеговы, как в следующих отрывках:
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его
Он, Праведник, Слуга Мой, оправдает многих (Ис. 53:11).
Вот, Слуга Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется (Ис. 52:13).
Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому
благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис. 42:1).
Это говорится о Господе. Также Давид назван слугой, где под ним понимается Господь, как в этих отрывках:
И Я, Господь, буду их Богом, и слуга Мой Давид, будет князем среди них (Иез. 34:24).
А слуга Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их (Иез. 37:24).
Я буду охранять город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, слуги Моего (Ис. 37:35).
То же видно в Пс. 78:70-72; 90:3-4; 20. Что под Давидом в этих местах понимается Господь, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Господе (п. 43, 44). Господь Сам сказал подобное о Себе:
Кто хочет между вами быть большим, да будет всем служителем; и кто хочет быть первым,
да будет всем слугой; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
но чтобы послужить (Мф. 20:25-28), (Мк. 10:42-44), (Лк. 22:25-27).
Господь сказал так потому, что под словами "слуга" и "служить" понимается тот, кто состоит в службе и служит учением, а отвлеченно от лиц – Божественная Истина, которой был Он Сам. Поэтому, если под "слугой" понимается обучающий Божественной Истине, то ясно, что под "слугами" в этой части Откровения понимаются состоящие в Истинах, происходящих из добра, или в вере, происходящей из милосердия, ибо они могут учить от Господа, то есть Господь может учить и служить через них. Они названы "слугами" в этом смысле у Матфея:
Кто же верный и благоразумный слуга, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот слуга, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф. 24:45-46).
И у Луки:
Блаженны слуги те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно
говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12:37).
В небесах все, пребывающие в духовном царстве, называются слугами Господа, тогда как пребывающие в Его небесном царстве называются Его служителями. Это так, потому что пребывающие в Его духовном царстве состоят в Мудрости, происходящей из Божественной Истины, а пребывающие в Его небесном царстве состоят в Любви, происходящей из Божественного Блага; Благо служит и Истина исходит от службы. В противоположном смысле, однако, под "слугами" понимаются те, которые служат Дьяволу. Они находятся в состоянии настоящего рабства, но те, которые служат Господу, пребывают в состоянии свободы, как и Господь учит. (Ин. 8:32, 36).