4. "Чему надлежит быть вскоре" означает, что все это действительно произойдет, чтобы Церковь не погибла. Под словами "надлежит быть вскоре" не понимается, что все, предсказанное в Откровении, произойдет очень скоро; но в тоже время, если это не произойдет, то Церковь погибнет. В Божественной мысли, и отсюда в духовном смысле, нет времени, но вместо времени есть состояние; и так как "вскоре" происходит от времени, то и означает, что произойдет прежде этого времени. Поскольку Откровение было дано в первом веке, а теперь прошло семнадцать веков, то отсюда ясно, что под словом "вскоре" означается то, что этому соответствует, и это действительно так. Это же содержат следующие слова Господа:
Если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть;
но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24:22).
Здесь также понимается, что если бы Церковь не была приведена к концу до этого времени, то она погибла бы полностью. В этой главе говорится о кончине века и о пришествии Господа, под кончиной века понимается последнее состояние старой Церкви, а под Господним пришествием понимается первое состояние Новой Церкви. Говорилось, что в Божественной мысли нет времени, но состояние всего, что было и будет. Поэтому у Давида сказано:
Тысяча лет для тебя как день вчерашний (Пс. 89:5).
У него же:
Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7).
"Ныне" – это пришествие Господа. Из этого следует, что полный период назван "днем", его первое состояние есть рассвет и утро, а его последнее состояние – вечер и ночь.
5. "И Он показал, послав оное через Ангела Своего слуге Своему Иоанну" означает открытое Господом через небо тем, которые состоят в добре жизни, происходящем из милосердия и его веры. Под словами "показал оное, послав Ангела Своего" в духовном смысле понимается открытое с неба или через небо Господом, так как везде в Слове под "Ангелом" понимается ангельское небо, а в высшем смысле – Сам Господь. Это потому, что ни один ангел никогда не говорит с человеком отдельно от неба, так как каждый имеет такое соединение со всеми, что всякий ангел говорит от общности, даже того не осознавая. Небо в глазах Господа подобно одному Человеку, душой которого является Сам Господь. Поэтому Господь говорит с человеком через небо, как и человек разговаривает с другим от души через свое тело, и это совершается в союзе всех частей его духа и каждой части в особенности, которые обретаются в его речи, будучи внутри. Но эта тайна не может быть объяснена в нескольких словах. Она отчасти объяснена в книге "Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости". Из этого следует, что под "Ангелом" в высшем смысле понимается Господь. Господь является "Ангелом" в высшем смысле, поскольку небо не является небом, исходящим собственно от ангелов, но исходит от Божественности Господа, от которой они получают любовь и мудрость, в сущности – жизнь. Вот, почему в Слове Сам Господь назван "Ангелом". Из этого ясно, что Ангел говорил с Иоанном не сам по себе, но что это говорил Господь с небес и через них. Под этими словами понимается, что все объясненное будет открыто состоящим в добре любви, исходящей из милосердия и его веры, так как они понимаются под "Иоанном". Под "двенадцатью учениками" или "апостолами Господа" понимаются все, принадлежащие Церкви, которые состоят в истинах, происходящих из добра, а в общем смысле – все, принадлежащие Церкви; под "Петром" – все, состоящие в вере, а в общем смысле – сама вера; под "Иаковом" – состоящие в милосердии, а в общем смысле – само милосердие; под "Иоанном" – состоящие в добре жизни, исходящем из милосердия и его веры, а в общем смысле – само добро жизни оттуда. Что это понимается под "Иоанном", "Иаковом" и "Петром" в Писаниях Евангелистов, можно видеть в небольшой работе "Новый Иерусалим и его Небесное Учение", изданной в Лондоне в 1758 году (п. 122). Поскольку добро жизни, происходящее из милосердия и его веры, составляет Церковь, поэтому тайны о состоянии Церкви были открыты через апостола Иоанна и заключены в его видениях. Что предметы неба и Церкви в Слове означаются именами людей и мест, было показано много раз в "Небесных Тайнах", также изданных в Лондоне. Из этого можно заключить, что под словами "Он показал, послав оное через Ангелов Своему слуге Иоанну" понимается в духовном смысле все, открытое Господом через небо тем, которые пребывают в добре жизни, происходящем из милосердия и его веры; ибо милосердие производит добро через веру; но ни милосердие само по себе, ни вера сама по себе не делают этого.
6. [Стих 2] "Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа" означает тех, которые в сердце и так во свете, принимают Божественную Истину, происходящую из Слова и признают Человечность Господа за Божественную. Об Иоанне говорится, что он засвидетельствовал Слово Божье; а поскольку под "Иоанном" понимаются все, состоящие в добре жизни, происходящей из милосердия и веры, как было сказано выше (п. 5), то именно они понимаются в духовном смысле. Ангелы, пребывая духовном смысле Слова, не знают ни одного имени личности, упомянутой в Слове, а только то, что эта личность представляет, и отсюда они понимают вместо "Иоанна" добро жизни или добро службы, и следовательно всех вообще, состоящих в этом добре. Они "свидетельствуют", то есть признают и принимают сердцем свет и открыто исповедуют истины Слова, особенно ту истину, что Человечность Господа является Божественной, как может быть видно из мест в Слове, представленных в изобилии в Учении Нового Иерусалима о Господе. Под "Иисусом Христом" и под "Агнцем" в Откровении понимается Господь в отношении Божественной Человечности, а под "Богом" – Господь в отношении Божественности, от Которой все исходит. Что касается духовного значения слова "засвидетельствовать", то оно относится к истине, ибо в мире истина должна быть засвидетельствована, а когда она засвидетельствована, то она признается. В небе, однако, истина сама о себе свидетельствует, так как сама является светом неба. Когда ангелы слышат истину, они узнают и признают ее в себе, а как Господь есть Истина в Себе, чему Он Сам учит у Иоанна (14:6), то на небе Он Сам о Себе свидетельствует. Из этого ясно, что понимается под "свидетельством Иисуса Христа". Поэтому Господь говорит:
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об Истине.
Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство (Ин. 5:53, 34).
И в другом месте:
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать
о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека (Ин. 1:1, 2, 6, 7, 8, 14, 34).
И в другом месте:
Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно;
потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду (Ин. 8:14).
Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины,
Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26).
Под "Утешителем, духом Истины" понимается Сама Истина, исходящая от Господа, поэтому сказано, что Он говорит не от Себя, но от Господа. (Ин. 16:13, 14, 15).
7. "И что он видел" означает их просвещение во всем, что есть в этом Откровении. Под словами "что он видел" в духовном смысле не понимается то, что Иоанн видел только как видения, но что видят понимаемые под "Иоанном", то есть состоящие в добре жизни, происходящем из милосердия и веры, как было сказано выше. В видениях Иоанна они видят тайны о состоянии Церкви не тогда, когда их читают, но когда видят их открытыми. Кроме того, видеть означает понимать, поэтому в обычной речи говорят, что кто-то видит предмет, а кто-то видит, что есть истина. Человек имеет зрение, относящееся к духу, точно так же, как он имеет зрение, относящееся к его телу. В духе, однако, человек видит духовные предметы, ибо видит их небесным светом, но в теле он видит природные предметы, так как он видит их мирским светом; но духовные предметы являются подлинными сущностями, тогда как природные предметы являются их формами. Зрение человеческого духа называется разумением. Из этого ясно, что понимается под словами "что он видел". Подобным образом далее говорится "он увидел".
8. [Стих 3] "Блажен читающий и слушающие слова пророчества этого, и соблюдающие написанное в нем" означает общение с небесными ангелами тех, которые живут по учению Нового Иерусалима. Под "блаженным" здесь понимается тот, кто духом пребывает на небе; таким образом, живя в мире он находится в сообществе с небесными ангелами, ибо духом пребывает на небе. Под "словами пророчества" понимается учение Нового Иерусалима, ибо "пророк" в общем смысле обозначает учение Церкви по Слову, таким образом здесь учение новой Церкви, которая есть Новый Иерусалим. Под "пророчеством" понимается подобное. "Читать, слышать и соблюдать написанное в нем" означает желать знать это учение, исследовать и исполнять содержащееся в нем, то есть жить по нему. Ясно, что блаженны не те, которые только читают, слушают или сохраняют в памяти виденное Иоанном; (см. ниже 944). Под "пророком" понимается учение Церкви по Слову, и то же понимается под "пророчеством", ибо Слово было написано через пророков, а на небе личность рассматривается по своей должности и службе. По ним также называется каждый человек, дух и ангел. Поэтому, если упоминается пророк, то понимается Слово в отношении учения, или учение по Слову, потому что пророческим служением было писать и учить Слову. Вот почему Господь назван "Пророком", ибо Он Сам был Словом. (Мф. 13:57; Лк. 13:33). Итак, теперь может быть известно, что под "пророком" понимается учение Церкви. Будут приведены некоторые отрывки из Слова, из которых это можно заключить. У Матфея: