Однако, считавшие милосердие главной сущностью Церкви горячо возражали против этих доводов, утверждая, что не вера спасает, а милосердие. "Богу дорог всякий человек, Он желает добра всем, не так ли? А как иначе Бог может творить добро людям, если не при помощи самих людей? Разве Бог дал нам способность только говорить о том, что касается веры, но не делать то, что требует милосердие? Как же вы не видите, насколько нелепо с вашей стороны говорить о том, что милосердие является земным? Милосердие небесно, а поскольку вы не творите добра милосердия, ваша вера – земная. Да и как же вы принимаете свою веру, если не подобно бревнам или камням? "Слушая Слово", - скажете вы. Так как же может Слово воздействовать на того, кто просто слушает его? Как может оно подействовать на бревно или камень? Возможно, вы оживаете, сами не осознавая этого. Однако, что это за оживание, если вы всего лишь в состоянии сказать, что одна только вера оправдывает и спасает? Ведь вы же не знаете, что такое вера, и какая именно вера спасает".
Затем встал некто, которого ангел, говоривший со мной, называл синкретистом. Он снял парик и положил его на стол, но тут же надел опять на голову, поскольку был лысым. "Послушайте, - сказал он, - все вы не правы. Истина в том, что вера духовна, а милосердие нравственно, но они, тем не менее, связаны. Связь осуществляется при помощи Слова, а так же Духа Святого, а то, что получается, на самом деле можно назвать послушанием, хотя человек в нем никак не участвует; потому что, когда в человека привносится вера, он осведомлен об этом не более, чем статуя. Я долгое время обдумывал этот вопрос и пришел к окончательному мнению, что человек может принять от Бога ту веру, которая духовна, но к духовному милосердию может быть подвигнут Богом не более, чем деревянный чурбан".
Эта речь была встречена рукоплесканием со стороны отстаивавших одну веру, но освистана отстаивавшими милосердие. Они говорили возмущенно: "Послушай, друг, ты не знаешь, что есть духовная нравственная жизнь, и есть нравственная жизнь чисто природная. Духовная нравственная жизнь бывает у тех, кто делает добро от Бога, но, тем не менее, как бы от себя, а чисто природная нравственная жизнь – у тех, кто делает добро, происходящее из ада, но все же от себя".
Я говорил, что спор слышался как скрежет зубов и перестук, смешанный со скрипучим звуком. Спор, слышащийся как скрежет зубов, исходил от тех, которые состояли в одной вере; перестук исходил от тех, которые состояли в одном милосердии, а скрипучий звук исходил от синкретиста. На расстоянии их голоса слышались так по той причине, что в мире они все участвовали в спорах, но не воздерживались при этом от зла; поэтому они не сделали ничего доброго, что происходило бы из духовного источника. Кроме того, они не имели понятия о том, что вся вера – это истина, а все милосердие – это добро, и что истина без добра – это не истина в духе, а добро без истины – это не добро в духе, так что одно состоит в другом. Причина, по которой была тьма, когда окно возникло на правой стороне, состояла в том, что свет, исходящий с небес с этой стороны, воздействует на волю. Причина же, почему появился свет, когда окно на правой стороне было закрыто, и окно возникло с левой стороны, состояла в том, что свет, исходящий с небес с левой стороны, воздействует на разум, всякий же человек может пребывать во свете небесном относительно его разума, если его воля закрыта относительно зла.
1. И когда Он открыл седьмую печать, наступила тишина на небе, как бы на полчаса.
2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и семь труб были даны им.
3. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он возложил его с молитвами всех Святых на золотой алтарь, который перед престолом.
4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Богом.
5. И Ангел взял кадильницу, и наполнил ее огнем с алтаря, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
6. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.
7. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть деревьев сгорела, и вся зеленая трава сгорела.
8. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
9. И третья часть одушевленных тварей, живущих в море умерла, и третья часть судов погибла.
10. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно факелу, и пала на третью часть рек и на источники вод.
11. Имя этой звезды `полынь'; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.
12. Четвертый Ангел вострубил, и третья часть солнца была поражена и третья часть луны и третья часть звезд, так что третья часть их затмилась, так, чтобы третья часть дня не светла была, как и ночи.
13. И я видел и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных гласов труб трех Ангелов, которые будут трубить!
Здесь говорится о Реформаторской Церкви, каково качество состоящих в одной
вере: приготовление духовных небес к сообщению с ними (стихи 1-6).
Исследование и выявление состояния тех, которые пребывают во внутреннем
этой веры (стих 7); тех, кто во внешнем этой веры (стихи 8, 9).
Каково их понимание Слова (стихи 10, 11).
Что они состоят в неправдах и, следовательно, во зле (стихи 12, 13).
1. "И когда Он открыл седьмую печать"
означает исследование Господом состояния Церкви и, следовательно, состояния жизни пребывающих в Его духовном царстве, которые состоят в милосердии и оттуда в вере, здесь состоящих в одной вере.
" Наступила тишина на небе, как бы на полчаса"
означает, что ангелы духовного царства Господа очень изумились, увидев называющих себя состоящими в вере в таком состоянии.
2. "И я видел семь Ангелов, которые стояли перед Богом"
означает все духовное небо в присутствии Господа, слушающее и исполняющее Его повеления.
"И семь труб были даны им"
означает исследование и открытие состояния Церкви и затем жизни пребывающих в одной вере.
3. "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу"
означает духовное богослужение, которое совершается по добру милосердия через истины веры.
"И дано было ему множество фимиама, чтобы он возложил его с молитвами всех Святых на золотой алтарь, который перед престолом"
означает умилостивление, чтобы ангелам духовного царства Господа не вредили духи сатанинского царства, расположенного внизу.
4. "И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом"
означает сохранение тех ангелов Господом.
5. "И Ангел взял кадильницу, и наполнил ее огнем с алтаря, и поверг на землю"
означает духовную любовь, в которой содержится небесная любовь, и ее наитие на те низшие области, где пребывают состоящие в вере, отдельной от милосердия.
"И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение"
означает, что после того, как сообщение с ними было открыто, были услышаны рассуждения об одной вере и утверждения в ее пользу, и было постигнуто состояние Церкви в них, стремящееся к погибели.
6. "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить"
означает духовных ангелов, подготовленных и оснащенных для исследования состояния Церкви и затем жизни в тех, для кого религия является одною верой.
7. "Первый Ангел вострубил"
означает исследование и выявление, каково состояние Церкви в тех, которые внутренне состоят в этой вере.
"И сделались град и огонь, смешанные с кровью"
означает ложь, происходящую от адской любви, уничтожающую добро и истину, и фальсифицирующую Слово.
"И пали на землю; и третья часть деревьев сгорела"
означает, что у тех, которые пребывают во внутренних началах Церкви и в одной вере, погибло всякое расположение и постижение истины, образующее человека Церкви.
"И вся зеленая трава сгорела"
означает всякую живую сущность веры.
8. "И второй Ангел вострубил"
означает исследование и выявление, каково состояние Церкви у тех, которые внешне состоят в этой вере.
"И как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море"
означает проявление адской любви в них.
"И третья часть моря стала кровью"
означает, что все общие истины в них были фальсифицированы.
9. "И третья часть одушевленных тварей, живущих в море, умерла"
означает, что жившие и живущие этой верой не могут быть преобразованы и получить жизнь.
"И третья часть судов погибла"
означает, что все познания добра и истины из Слова, пригодные для пользы жизни, совершенно погибли в них.
10. "И третий Ангел вострубил"