Я увидел под алтарем души убиенных за слово Божье (Откр. 6:9).
Ангел стоял рядом и сказал: измерьте храм Божий и алтарь, и поклоняющихся в нем (Откр. 11:1).
Я услышал другого Ангела от алтаря, говорившего: истинны и праведны суды Твои (Откр. 16:7).
Прообразовательное богослужение, которое обычно совершалось на этих двух алтарях, было отменено Господом во время Его пришествия в мир, ибо Он открыл внутренние начала Церкви, поэтому у Исаии говорится:
В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и его глаза будут обращены к
Святому Израилеву, и не взглянет на алтарь, дело рук своих (Ис. 17:7, 8).
393. "И дано было ему множество фимиама, чтобы он возложил его с молитвами всех Святых на золотой алтарь, который перед престолом" означает умилостивление, чтобы ангелам духовного царства Господа не вредили духи сатанинского царства, расположенного внизу. "Пожертвованиями фимиама" и "золотым алтарем" обозначено богослужение Господу по духовной любви (п. 277, 392); "молитвами" означаются принадлежности милосердия и, следовательно, веры в богослужении (п. 278); под "святыми" понимаются принадлежащие духовному царству Господа, а под "праведными" – принадлежащие Его небесному царству (п. 173). Это можно заключить из того, что здесь говорится о пребывающих в духовном царстве Господа. Здесь "множеством фимиама для возложения с молитвами всех Святых на золотой алтарь" обозначено умилостивление, чтобы они не были повреждены духами сатанинского царства, находящегося внизу, ибо умилостивления и искупления обычно совершались воскурениями, особенно всякий раз, когда угрожала опасность, как может быть видно из этих отрывков:
Когда собралось общество против Моисея и Аарона, и они были поражены чумой,
Аарон взял огонь от алтаря, и всыпал курения в кадильницу, и побежал он между
мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. 16:42-50).
Алтарь для приношения курений был поставлен перед завесою, которая перед ковчегом,
и каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им (Исх. 30:1-10).
И возьмет Аарон горящих угольев с алтаря, который перед лицом Господним, и курения,
и внесет за завесу, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения,
чтобы ему не умереть (Лев. 16:11-13).
Из чего можно заключить, что умилостивления в прообразовательной Израильской Церкви совершались воскурениями фимиама; также как здесь, чтобы им не вредили сатанинские духи, которые находятся внизу.
394. [Стих 4] "И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом" означает сохранение тех ангелов Господом. "Дым фимиама, возносящийся перед Богом" обозначает принятие и благодарение; и поэтому Давид говорит подобное:
Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое (Пс. 140:2).
Ибо дым от курений фимиама был благоухающим от благовоний, из которых приготавливался фимиам, они были такими: сакта, оних, халван и чистый ладан (Исх. 30:34); благоухание же от этих благовоний соответствовало тому, что принадлежит духовной любви или милосердию и затем вере. Поскольку на небе чувствуются благоухающие запахи, соответствующие ангельским постижениям, происходящим от их любви; поэтому во многих местах в Слове говорится, что Иегова обонял аромат покоя. Что это означает сохранение Господом, следует из вышесказанного (п. 393).
395. [Стих 5] "И Ангел взял кадильницу, и наполнил ее огнем с алтаря, и поверг на землю" означает духовную любовь, в которой содержится небесная любовь, и ее наитие на те низшие области, где пребывают состоящие в вере, отдельной от милосердия. Что "кадильницей", также как и "курением" означается богослужение по духовной любви, ясно из вышесказанного, а также из того, что в Слове содержащее означает то же, что и содержимое, как например, чаша и блюдо означают то же, что вино и пища (Мф. 23:25, 26; Лк. 22:20, и в других местах). "Огнем алтаря" всесожжения означается небесная Божественная Любовь, ибо богослужение по этой любви обычно означалось этим алтарем, как может быть видно выше (п. 392); "огнем" же в высшем смысле обозначена Божественная Любовь (п. 494). Духовная любовь, которая есть милосердие, обретает свою сущность от небесной любви, которая есть любовь к Господу. Без этой любви нет никакой жизненности в духовной любви или милосердии, ибо дух и жизнь исходят единственно от Господа. В Израильской Церкви это было прообразовано тем фактом, что они не должны были брать огонь в кадильницы для совершения воскурений откуда угодно, но только с алтаря всесожжения, как можно видеть у Моисея (Лев. 16:12, 13; Чис. 16:46, 47); и что:
Два сына Аарона были сожжены огнем от Господа, потому что они принесли
огонь чуждый (то есть огонь, которого Он не велел им) (Лев. 10:1, 2).
Поэтому также было установлено, чтобы:
Огонь непрестанно горел на алтаре и не угасал (Лев. 6:13).
Ибо огонь этого алтаря означал Божественную Любовь Господа и, следовательно, любовь к Господу. "Поверг кадильницу на землю" означает наитие на низшие области.
396. "И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение" означает, что после того, как сообщение с ними было открыто, были услышаны рассуждения об одной вере и утверждения в ее пользу, и было постигнуто состояние Церкви в них, стремящееся к погибели. Что "молнии, громы и гласы" означают озарение, постижение и наставление наитием с неба, может быть видно выше (п. 236). Однако здесь они означают, что в состоящих в отдельной вере не было никакого озарения, постижения и наставления от наития с неба, "голоса, громы и молнии" означают рассуждения об отдельной вере, доводы и утверждения за нее. "Землетрясения" означают изменения состояния Церкви (п. 331), здесь, что состояние Церкви в них было постигнуто как стремящееся к погибели; ибо землетрясения случаются в мире духов всякий раз, когда состояние Церкви в обществах извращается и разрушаются. Кадильница была повержена на землю Ангелом перед семью Ангелами, готовыми трубить в трубы, чтобы через наитие могло быть открыто сообщение между пребывающими в духовном небе и состоящими в одной вере, пребывающими внизу. В результате этого сообщения там возникли рассуждения и утверждения за нее, которые также были услышаны и постигнуты. Поэтому говорится, что после того, как сообщение было открыто, они были услышаны и постигнуты.
397. [Стих 6] "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить" означает духовных ангелов, подготовленных и оснащенных для исследования состояния Церкви и затем жизни в тех, для кого религия является одною верой. Что обозначено "трубами", можно заключить из устава об их употреблении у сынов Израилевых, о чем так говорится у Моисея:
Господь сказал Моисею, что он должен сделать две трубы из серебра для созывания общества, и для отправления станов, и в день веселия, и в праздники, и в новомесячья, при всесожжениях и при мирных жертвах; также, когда пойдут на войну против врага, нападающего на них, они должны трубить тревогу трубами, и тогда будут воспомянуты перед Господом Богом и спасены будут от их врагов (Чис. 10:1-10).
Из этого можно заключить, что означается словами "трубить в трубы". Что здесь семью трубящими Ангелами обозначено исследование и выявления качества состояния Церкви в тех, для кого религия является одною верой, ясно из стихов этой главы и из стихов следующих глав, до шестнадцатой включительно, понимаемых в духовном смысле. По употреблению труб сыновьями Израилевыми можно заключить, что означается "трубами" и словами "трубить в трубы" в следующих отрывках:
Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе, ибо наступает день Господень,
ибо Он близок (Иоиль 2:1).
И явится над ними Господь, и как молния, вылетит стрела Его, возгремит Господь Бог трубою (Зах. 9:14).
Господь выйдет как исполин, и поднимет воинский крик (Ис. 42:13).
В тот день вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле, и изгнанные
в землю Египетскую, и поклоняться Господу на горе святой (Ис. 27:13).
И пошлет Ангелов с трубою громогласною, и соберут избранных Его
от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31).
Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего (Пс. 88:I6).
При ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии трубили от радости (Иов 38:7).
Это означали звуки труб, а поскольку в Израильской Церкви все происходило по соответствиям, поэтому также случилось, что:
Когда Господь сошел на Гору Синай, там были громы и молнии и густое облако, и трубный голос,
весьма сильный, и вострепетал весь народ, бывший в стане (Исх. 19:16-25).
По той же причине произошло то, что:
Когда три сотни человек Гедеона вострубили вокруг стана Мадианитян,
то весь стан обратился в бегство (Суд. 7:16-22).
Подобным образом, что:
Двенадцать тысяч сынов Израилевых со священными сосудами в руках их и трубами
для тревоги пошли войною на Мадианитян и убили их (Чис. 31:1-8).
Как также, что:
Обрушилась стена Иерихона, когда в седьмой раз священники трубили трубами (Нав. 6:1-20).
Поэтому у Иеремии говорится:
Поднимите крик против Вавилона со всех сторон, разрушились стены его (Иер. 50:15).
И у Софонии:
День тьмы и мрака, день трубы и бранного крика против укрепленных городов (Соф. 1:15, 16).
398. [Стих 7] "Первый Ангел вострубил" означает исследование и выявление, каково состояние Церкви в тех, которые внутренне состоят в этой вере. "Вострубить" означает исследовать и выявлять (п. 397). Под звучанием первого Ангела понимается исследование и выявление состояния Церкви у тех, которые внутренне состоят в этой вере, ибо его действие происходило на земле, как это далее следует; действие же трубы второго Ангела было на море, а под "землей" и "морем" везде в "Откровении", где они называются вместе, понимается вся Церковь; под землей понимается Церковь, созданная из тех, которые пребывают в ее внутренних началах, а под морем понимается Церковь, созданная из тех, которые пребывают в ее внешних началах. Ибо Церковь бывает внутренняя и внешняя, внутренняя – у "духовенства", внешняя – у "мирян", или внутренняя в тех, которые внутренне изучили положения ее учения и доказали их из Слова, а внешняя в тех, которые не поступали так. Последние и первые понимаются под "землей" и "морем" в следующих местах в "Откровении":