Чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море (Откр. 7:1).
Не делайте вреда ни земле, ни морю (Откр. 7:3).
Ангел, сходящий с неба, поставил правую ногу свою на море, а левую на землю (Откр. 10:2, 6, 8).
Я увидел выходящего из моря зверя и другого зверя, выходящего из земли (Откр. 13:1, 11).
Воздайте славу Богу, Сотворившему небо и землю, и море (Откр. 14:7).
Первый Ангел вылил чашу на землю, второй Ангел вылил чашу свою в море (Откр. 16:2, 3).
"Земля и море" означают Церковь внутреннюю и внешнюю, то есть всю Церковь. Вот, почему в духовном мире пребывающие во внутренних началах Церкви видятся на землях, а пребывающие во внешних началах как бы находятся в морях, но моря суть видимости, происходящее от общих истин, в которых они состоят. Что "земля" означает Церковь, может быть видно (п. 285); также как и "вселенная" (п. 551).
399. "И сделались град и огонь, смешанные с кровью" означает ложь, происходящую от адской любви, уничтожающую добро и истину, и фальсифицирующую Слово. "Градом" обозначена ложь, уничтожающая добро и истину, "огнем" обозначена адская любовь, а "кровью" обозначена фальсификация истины. Что "град" означает ложь, уничтожающую добро и истину, может быть видно ниже; что "огонь" есть любовь и в небесном, и адском смысле, может быть видно (п. 468); что "кровь" есть Божественная Истина Господа, которая есть также Слово, а в противоположном смысле – фальсифицированное Слово (п. 379). Из этих слов, соединенных в один смысл ясно, что словами "сделались град и огонь, смешанные с кровью" означается ложь, происходящая от адской любви, уничтожающая добро и истину, и фальсифицирующая Слово. Таково значение, потому что подобное является в духовном мире, когда сфера Божественной Любви и Мудрости Господа нисходит с неба в низшие общества, где есть неправды, происходящие от адской любви, и Слово фальсифицируется ими. Подобное означается "градом" и "огнем" в следующих отрывках:
Более было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили мечом (Нав. 10:11).
Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их (Пс. 17:13-15).
И буду судится с ними моровою язвою и кровопролитием, и пошлю на него
дождь и град, огонь, и серу (Иез. 38:22).
И возгремит Господь гласом Своим, в пламени поедающего огня и граде (Ис. 30:30, 31).
Он вместо дождя послал на них град, падающий огонь на землю их,
и сокрушил дерева в пределах их (Пс. 104:32, 33).
Он виноград их побил градом и смоковницы их льдом. Скот их предал граду и стада – молниям;
послал на них пламень гнева Своего, посольство злых ангелов (Пс. 77:47-49).
Так сказано о Египте. Об этом так говорится у Моисея:
И простер Моисей жезл свой к небу; и Господь произвел гром и град; и был град и огонь между градом, град весьма сильный. И побил град всю траву полевую, и все деревья в поле поломал (Исх. 9:23-35).
Все чудеса, совершенные в Египте, означали зло и неправды, происходящие от адской любви, которые были в Египтянах; каждое чудо означает какое-либо зло и ложь; ибо у них была прообразовательная Церковь, как во многих царствах Азии, но она превратилась в идолопоклонническую и магическую. Красным морем (Чермным морем) обозначен ад, в глубине которого они погибли. Нечто подобное обозначено тем, что:
От камней града погибло большее количество врагов, чем от меча (Нав. 10:11).
Подобное также обозначено "градом" в следующих местах:
Горе венку гордости! Крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом;
и градом истреблял убежище лжи (Ис. 28:1, 2, 17).
И град будет падать на лес, и город спустится в долину (Ис. 32:19).
И отверзся храм Божий на небе, и произошли молнии и голоса,
и громы, и землетрясение и великий град (Откр. 11:19).
И град величиною с талант пал с неба на людей (Откр. 16:21).
Видел ли ты сокровища града, которые берегу Я на день битвы и войны? (Иов 38:22, 23).
Скажи обмазывающим напрасно стену, что она упадет, пойдет проливной дождь,
и вы, каменные градины, падете (Иез. 13:11).
"Обмазывать напрасно" значит утверждать ложь так, чтобы она казалась истиной, поэтому так поступающие названы "каменными градинами".
400. "И пали на землю; и третья часть деревьев сгорела" означает, что у тех, которые пребывают во внутренних началах Церкви и в одной вере, погибло всякое расположение и постижение истины, образующее человека Церкви. "Землей", на которую ниспали град и огонь, смешанные с кровью, обозначена Церковь у состоящих в ее внутренних началах и в одной вере. Что это духовенство, может быть видно выше (п. 398). "Третьей частью" обозначено все в отношении истины, также как "четвертой частью" – все в отношении добра (п. 322). Что "три" означает все, полное и совершенное, может быть видно ниже (п. 505). Следовательно, "третью", то есть "третьей частью" означается подобное. "Сгореть" означает погибнуть, здесь через ложь, происходящую от адской любви, которая понимается под "градом и огнем, смешанными с кровью", о чем выше (п. 399). "Деревом" означается человек; а поскольку человек становится человеком благодаря расположению, происходящему от воли, и постижению, происходящему от разумения, то они также означаются "деревом". Действительно, есть соответствие между человеком и деревом, и поэтому на небе являются раи деревьев, которые соответствуют чувствам и затем постижениям ангелов; и также в некоторых местах в аду есть леса из деревьев, которые приносят плохие плоды по соответствию с похотями и затем с мыслями там пребывающих. Что "деревья" вообще означают людей в отношении их чувств и затем постижений, можно заключить из следующих отрывков:
И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево
повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим (Иез. 17:24).
Благословен человек, который надеется на Господа, ибо он будет как дерево,
посаженное при водах, и не перестанет приносить плод (Иер. 17:7, 8).
Блажен муж, воля которого в законе, он будет как дерево, посаженное при
потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс. 1:1-3).
Хвалите Господа дерева плодоносные (Пс. 148:9).
Насыщаются дерева Господа (Пс. 103:16).
Уже и секира при корне дерев, всякое дерево, не приносящее доброго
плода срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10; 7:16-20).
Или признайте дерево добрым и плод его добрым; или признайте дерево худым
и плод его худым, ибо дерево познается по плоду (Мф. 12:33; Лк. 6:43, 44).
Я зажгу в тебе огонь, и он пожрет в тебе всякое дерево зеленеющее и всякое дерево сухое (Иез. 20:47).
Поскольку "дерево" означает человека, поэтому было постановление, что:
Плоды дерева, служащие для пищи в земле Ханаанской должны были обрезаться (Лев. 19:23-25).
Также:
Если будешь держать в осаде какой-нибудь город, то не порти дерев его,
от которых можно питаться (Втор. 20:19, 20).
А также:
В праздник кущей возьмите ветви пальмовые, и веселитесь перед Господом (Лев. 23:40, 41).
Кроме того, есть много других мест, которые не представлены здесь из-за их обилия.
401. "И вся зеленая трава сгорела" означает всякую живую сущность веры. "Сгореть" означает погибнуть, как выше (п. 400). "Зеленой травой" в Слове обозначено добро и истина Церкви или вера, которая в природном человеке зарождается сначала. Подобное означается также "травой полевой"; а поскольку вера живет добром и истиной, то словами "вся зеленая трава сгорела" означается, что всякая живая сущность веры погибла; а всякая живая сущность веры погибает тогда, когда нет никакого чувства добра и постижения истины, о чем говорилось выше. По соответствию это означается "травой"; и поэтому отделяющие веру от милосердия не только в учении, но также и в жизни в духовном мире, живут в пустыне, где нет даже травы. Как "плодовое дерево" означает человека в отношении чувств добра и постижения истины, так "зеленая трава" означает человека в отношении той принадлежности Церкви, которая сначала в нем постигается и зарождается, трава же "не зеленая" означает то же, но совершенно погибшее. Вообще, все содержащееся в садах, лесах, полях, означает человека в отношении какой-либо принадлежности Церкви или, что то же самое, чего-либо от Церкви в нем. Ибо они соответствуют. Что "трава" имеет такое значение, может быть видно из следующих мест:
Голос говорит: возвещай! И он сказал: Что мне возвещать? Всякая плоть – трава, засыхает
трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа; так и народ – трава. Трава
засыхает, цвет увядает, а Слово Бога нашего пребудет вечно (Ис. 40:5-8).
Жители стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях
и опаленный хлеб, прежде нежели выколосится (Ис. 37:27; 4 Цар. 19:26).
Я изолью благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою (Ис. 44:3, 4);
и в других местах (Ис. 51:12; Пс. 36:2; Пс. 102:15; Пс. 128:6; Втор. 32:2). Что "зеленеющим" или "зеленым" обозначено то, что живет или живое, ясно у Иер. 11:16; 17:8; Иез. 17:24; 20:47; Ос. 14:8; Пс. 36:35; Пс. 51:8; Пс. 91:11. Здесь в "Откровении" упоминается подобное тому, что произошло в Египте, а именно, что:
Из-за смешанного града и огня всякое дерево и всякая трава полевая
были сожжены (Исх. 9:23-35; Пс. 77:47-49; Пс. 104:32, 33).
402. [Стих 8] "И второй Ангел вострубил" означает исследование и выявление, каково состояние Церкви у тех, которые внешне состоят в этой вере. Что "трубить в трубу" означает исследовать и выявлять состояние Церкви и, следовательно, жизни в тех, для кого религия является одной верой, может быть видно выше (п. 397). Так говорится о тех, которые внешне состоят в этой вере, потому что здесь речь идет о пребывающих в "море", а перед этим говорилось о пребывающих на "земле"; под пребывающими на земле понимаются состоящие во внутренних началах Церкви, которые составляют духовенство, а под пребывающими в море понимаются состоящие во внешних началах Церкви, то есть миряне, как может быть видно выше (п. 398), которые являются в духовном мире как бы в "море" (п. 238, 290).