403. "И как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море" означает проявление адской любви у состоящих во внешних началах Церкви и в одной вере. "Морем" означается Церковь у состоящих во внешних началах и в одной вере; состоящие во внешних началах называются на простом языке "мирянами", а состоящие во внутренних началах называются "духовенством" (п. 397, 402). "Гора" означает любовь (п. 336), а "гора, пылающая огнем" означает адскую любовь (п. 494, 599). Такая любовь проявляется в тех, о ком здесь говорится, и она так видится ангелами. Это так, поскольку одна вера является верой, отдельной от милосердия (п. 388); а где нет никакого милосердия, то есть любви к ближнему, которая суть духовная любовь, там есть адская любовь, поскольку промежуточной любви не существует, кроме как у теплых, о которых говорится в "Откровении" 3:15, 16.
404. "И третья часть моря стала кровью" означает, что все общие истины в них были фальсифицированы. "Третья часть" означает все (п. 400); "кровью" означается фальсификация истины Слова (п. 379); "морем" обозначена Церковь у состоящих в ее внешних началах и в одной вере (п. 398, 402). Общие истины в них были фальсифицированы, потому что они состоят лишь в них одних, так как не знают частностей этой веры, подобно духовенству. Именно из-за общих истин, содержащихся в них, они являются в духовном мире как бы в "море". Ибо воды означают истины (п. 50), а море является их общим вместилищем (п. 238).
405. [Стих 9] "И третья часть одушевленных тварей, живущих в море, умерла" означает, что жившие и живущие этой верой не могут быть преобразованы и получить жизнь. "Третья часть" означает всех их, как выше. Под "тварями" понимаются те, которые могут быть преобразованы (п. 290). Поскольку словом "творить" означается преобразовывать (п. 254). "Одушевленными" означаются способные к принятию жизни преобразованием. "Умерли" означает, что живущие этой одной верой не способны принять жизнь. Это так, потому что все преобразуются верой, соединенной с милосердием, следовательно, верой милосердия, и никто не преобразуется одной верой, ибо милосердие является жизнью веры. Чувства, а следовательно постижение и мышление духов и ангелов представляются издали в духовном мире в формах животных или тварей на земле, называемых зверями, тварей в воздухе, называемых птицами, и тварей в море, называемых рыбами, поэтому звери, птицы и рыбы так часто называются в Слове, под которыми именно это понимается, как, например:
Cуд у Господа с жителями этой земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания. Все живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут (Ос. 4:1, 3).
Истреблю людей и скот, птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми (Соф. 1:3).
Произойдет великое землетрясение на земле Израилевой, и вострепещут от лица Моего
рыбы морские, и птицы небесные, и звери полевые (Иез. 38:18-20).
Ты поставил Его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: зверей полевых,
птиц небесных, и рыб морских, все переходящее морскими стезями (Пс. 8:7-9).
Это говорится о Господе:
И подлинно спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов 12:7-9);
кроме того, во многих других местах. Под рыбами или "морскими тварями", о которых здесь говорится, понимаются чувства и затем мысли тех людей, которые состоят в общих истинах, и которые, поэтому, принимают больше от природного начала, чем от духовного. Они понимаются под "рыбами" в отрывках, приведенных выше, а также в следующих местах:
Прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню;
рыбы в них гибнут и умирают от жажды (Ис. 50:2).
Царь Египетский, большой крокодил, который лежа среди рек своих говорит: "моя река,
и я создал ее для себя"; вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою, прилипшею к чешуе
твоей, и брошу тебя в пустыне, и всю рыбу из рек (Иез. 29:3-5).
Так сказано о царе Египетском, потому что "Египтом" обозначено природное начало, отдельное от духовного, следовательно "рыбами его рек" обозначены состоящие в учении и по нему в отделенной вере, а такая вера есть только знание. Вследствие этого разделения было одно из чудес:
Вода, которая в реке, превратилась в кровь, и рыба в реке умерла (Исх. 7:17-25; Пс. 104:29).
Также:
Оставляешь людей как рыбу в море. Всех их таскает удою, захватывает в сеть (Авв. 1:14-16).
Рыбы здесь означают тех, которые состоят в общих истинах и в вере, отдельной от милосердия; но у Иезекииля "рыбы" означают тех, которые состоят в общих истинах и в вере, соединенной с милосердием:
И сказал мне: вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и выйдет
в море, и всякое живое существо, что войдет туда, будет живо; и рыбы будет весьма
много; и будут стоять подле него рыболовы, закидывающие сети. Рыба будет в своем
виде, как в большом море, рыбы будет весьма много (Иез. 47:1, 8-10).
У Матфея:
Иисус сказал: Царство Небесное подобно неводу, закинутому в море, и захватившему рыб,
хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (Мф. 13:47-49).
И у Иеремии:
Господь возвратит сынов Израилевых в землю их. Вот,
Я шлю множество рыболовов и будут ловить их (Иер. 16:15, 16).
Знающий, что такие лица и предметы обозначены "рыбами", может видеть:
Почему Господь выбрал рыбаков в Его ученики сказав: Придите ко Мне,
и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:18, 19; Мк. 1:16, 17).
Почему ученики с благословением Господа, поймали потрясающее множество рыб,
и Господь сказал Петру: Не бойся, отныне ты будешь ловить людей (Лк. 5:2-10).
Почему Господь, когда хотели точной дани от Него, сказал Петру, чтобы он пошел
к морю, и поймав рыбу, дал найденный в ней статир, за себя и за Него (Мф. 17:24-27).
Почему Господь после воскресения дал есть ученикам рыбу и хлеб (Ин. 21. 2-13).
И сказал им, что они должны пойти по всему миру
и проповедовать Евангелие всякому созданию (Мк. 16:15);
так как язычники, к которым они обращались, пребывали только в общих истинах, и в природном больше, чем в духовном.
406. "И третья часть судов погибла" означает, что все познания добра и истины из Слова, пригодные для пользы жизни, совершенно погибли в них. "Третья часть" означает все, как выше (п. 400, 404, 405). "Суда" означают познания добра и истины из Слова, пригодные для пользы жизни. Они обозначены "судами", потому что суда, обходя море, привозят необходимые предметы, служащие природному человеку, для всякого его употребления, познания же добра и истины являются необходимыми для духовного человека, во всякой его службе, ибо из них составляется учение Церкви, по которому бывает жизнь. "Суда" означают эти познания, потому что они являются содержащим, а во многих местах в Слове содержащее берется вместо содержимого, как чаша вместо вина, блюдо вместо пищи, скиния и храм вместо святынь, содержащихся в них, ковчег вместо закона, алтарь вместо богослужения, и так далее. "Суда" означают познания добра и истины в следующих местах:
Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной (Быт. 49:13).
Под "Завулоном" понимается соединение добра и истины.
Тир, строители твои усовершили красоту твою: из Сенирских кипарисов устроили все помосты
твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои,
скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских;
жители Сидона и Арвада были у тебя гребцами, знатоки их были у тебя кормчими. Всякие
морские корабли и корабельщики их находились у тебя для торговли; Фарсисские корабли были
твоими караванами, и ты сделался богатым и весьма славным среди морей (Иез. 27:4-9, 25).
Так говорится о Тире, потому что "Тиром" в Слове обозначена Церковь относительно познания истины и добра, как может быть видно из мест в этой главе Иезекииля, и в следующей главе 28, понимаемой в духовном смысле. А поскольку познания истины и добра Церкви обозначены "Тиром", поэтому судно описано в деталях, и каждой деталью обозначено некоторое качество этих познаний, ведущих к разуму. Что общего имеет Слово с Тирскими судами и их торговлей? Опустошение этой Церкви далее описывается так:
От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности. И с кораблей сойдут все гребцы, корабельщики,
все кормчие моря, и горько застенают о тебе (Иез. 27:28-30; также Ис. 28:14, 15).
Опустошение Вавилона относительно всех познаний истины описывается подобным образом следующими словами в "Откровении":
В один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, возопили: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море (Откр. 18:17, 19).
Объяснение этого будет приведено ниже. "Судами" обозначены познания истины и добра также в следующих местах:
Мои дни быстрее гонца, бегут далеко, не видят добра, несутся как легкие ладьи (Иов 9:25, 26).
Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
видят дела Господа и чудеса Его в пучине (Пс. 106:23, 24).
Меня ждут острова, и впереди их – корабли Фарсисские, чтобы привести сынов твоих издалека (Ис. 60:9).