И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:11, 24).
"Кончина века" – это последнее время Церкви, которое ныне, когда существуют не лжепророки, но неправды учения. У него же:
Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто
принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Мф. 10:41).
"Принимать пророка во имя пророка" значит принимать истину учения ради истины, "принимать праведника во имя праведника" значит принимать добро ради добра, а "получить награду" – значит быть спасенным по принятию. Ясно, что никто не получает награду или не спасается только за то, что он принял пророка и праведника во имя его. Без знания того, что означает пророк и праведник, эти слова никем не могут быть поняты, как не могут быть поняты и следующие слова:
И кто напоит одного из малых этих только чашею холодной воды, во имя ученика,
не потеряет награды своей (Мф. 10:42).
Под "учеником" понимается милосердие и в то же время вера, исходящая от Господа.
Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери
ваши (Иоиль 2:28).
Это говорится о Церкви, которая должна быть восстановлена Господом, в которой не будут пророчествовать, но примут учение, это же и значит "пророчествовать". У Матфея:
Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22, 23).
Кто не видит, что они не станут говорить о том, что пророчествовали, но что они знали учение Церкви или учили ему? В Откровении:
Время судить мертвых и дать награду слугам Твоим, пророкам (гл. 11:18).
И в другом месте:
Веселись об этом небо, и святые Апостолы, и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним (гл. 18:20).
Очевидно, что награды будут даны не только пророкам, и что не только апостолы и пророки будут ликовать, когда совершится Последний Суд, но все, принимавшие истины учения и жившие по ним; таким образом, они понимаются под "апостолами" и "пророками". У Моисея:
Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой,
будет твоим пророком (Исх. 7:1).
Под "Богом" понимается Божественная Истина в отношении принятия, исходящая от Господа, в этом смысле ангелы также названы "богами", под "пророком" же понимается тот, кто учит и говорит эту истину. Поэтому Аарон был назван "пророком". Подобное означается "пророком" в других местах, как в следующих отрывках:
Не исчез закон у священника и слово у пророка (Иер. 18:18).
От пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю (Иер. 23:15).
И пророки станут ветром, и слова Господа нет в них (Иер. 5:13).
Священник и пророк спотыкаются от крепких напитков, побеждены вином,
в суждении спотыкаются (Ис. 28:7).
Зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними (Мих. 3:6).
От пророка до священника - все действуют лживо (Иер. 8:10).
В духовном смысле в этих местах под "пророками" и "священниками" не понимаются пророки и священники, но вся Церковь, под "пророками" – Церковь в отношении истины учения, а под "священниками" – Церковь в отношении добра жизни, как то, так и другое было разрушено. Так понимаются эти места ангелами на небе, тогда как людьми в мире они понимаются в буквальным смысле. Что пророки представляли состояние Церкви в отношении учения, а Господь – Себя Самого в отношении Слова, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Господе (п.15-17).
9. "Ибо время близко" означает такое состояние Церкви, что оно не может дольше продолжаться, чтобы быть в соединении с Господом. Есть две Сущности, через которые происходит соединение с Господом и, таким образом, спасение: признание Единого Бога и покаяние жизни. Однако, сейчас вместо признания Единого Бога признают трех Богов и вместо покаяния жизни совершают покаяние только устами, говоря, что всякий – грешник; а без этих двух нет никакого соединения. Поэтому, если бы не восстала Новая Церковь, признающая эти две Сущности и живущая по ним, то никто бы не мог спастись. Из-за этой опасности время было сокращено Господом по Его словам у Матфея:
Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до сих пор, и не будет.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24:21, 22).
Что время близко, может быть видно ниже (п. 947).
10. [Стих 4] "Иоанн семи Церквям" означает всем находящимся в Христианском мире, где есть Слово, через которое Господь известен, а также тем, которые принадлежат Церкви. Под семью Церквями не понимаются семь Церквей, но все, принадлежащие Церкви в Христианском мире. В Слове числа означают предметы, а "семь" означает всех и все, также полноту и совершенство, это число в Слове употребляется там, где говорится о святых предметах, а в противоположном смысле – об оскверненных предметах. Поэтому оно содержит святость, а в противоположном смысле – профанацию. Числа означают предметы или, вернее, они подобны некоторым прилагательным при существительных, которые передают некоторое качество предметам. Ибо число само по себе природно, числами определяются природные объекты, но духовные определяются предметами и их состояниями. Поэтому не знающий значения чисел в Слове, особенно в Откровении, не может знать многие тайны, которые там содержатся. Поскольку "семью" означается всё и все, то ясно, что под "семью Церквями" понимаются все, пребывающие в Христианском мире, где есть Слово, через которое Господь известен. Если они живут по заповедям Господа в Слове, то составляют саму Церковь. Поэтому Суббота была установлена на "седьмой день", "седьмой год" обычно назывался Субботним годом, а "семью седьмой год" – Юбилейным, чем объясняется вся святость в Церкви. По этой же причине "седмица" у Даниила и в других местах означает весь период с начала до конца и относится к Церкви. Подобное означается "семью" в следующих местах:
Семь золотых светильников, посреди которых был Сын Человеческий (Откр. 1:13).
Семь звезд в Его правой руке (Откр. 1:16, 20).
Семь духов Божьих (Откр. 1:4; 4:5).
Семь огненных светильников (Откр. 4:5).
Семь ангелов, которым дано было семь труб (Откр. 8:2).
Семь ангелов, имеющих семь последних язв (Откр. 15:5, 6).
Семь чаш, полных семью последними язвами (Откр. 16:1; 21:9).
Семь печатей, которыми книга была запечатана (Откр. 5:1).
Также, в следующих отрывках:
Их руки были наполнены в семь дней (Исх. 29:35).
Они были освящены в семь дней (Исх. 29:37).
Семь дней должен был облачаться в одежды священник (Исх. 29:30).
Семь дней израильтяне не могли отходить от скинии, пока не совершилось их посвящение (Лев. 8:33, 35).
Алтарь был освящен семь раз (Лев. 16:18, 19).
Алтарь был освящен семь раз последовательно (Лев. 8:11).
Кровью кропили семь раз перед завесой святилища (Лев. 4:16, 17).
И также семь раз перед крышкой ковчега (Лев. 16:12-15).
Кровью рыжей телицы кропили семь раз перед скинией (Чис. 19:4).
Пасха праздновалась в течение семи дней, и в течение семи дней ели пресный хлеб
(Исх. 12:1; Втор. 16:4-7).
Также:
Иудеи обычно наказывались всемеро за свои грехи (Лев. 26:18, 21, 28).
Поэтому Давид говорит:
Семикратно воздайте соседям нашим в недро их (Пс. 78:12).
"Семикратно" значит полностью. Также в следующих местах:
Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное в горниле семь раз (Пс. 11:7).
Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1 Цар. 2:5).
"Бесплодной" называется Церковь язычников, которые не имели Слова; "многочадная" есть Церковь иудеев, которые имели Слово.
Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое (Иер. 15:9).
Также:
Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сжигать оружие;
семь лет будут жечь его; и похоронят там Гога. Семь месяцев будут очищать землю (Иез. 39:9, 11, 12).
Бес возьмет с собой семь других духов злейших себя (Мф. 12:45).
Там описана профанация, а семью духами, с которыми бес собирался возвратиться, означаются все неправды зла, таким образом, полное исчезновение добра и истины. "Семью головами дракона" и "семью диадемами на его голове" (Откр. 12:3) означается профанация всего доброго и истинного. Из этого ясно, что "семь" означает все и полноту, которая может относится как к тому, что свято, так и к тому, что осквернено.
11. "Находящимся в Азии" означает пребывающих в свете истины по Слову. Так как под всеми именами людей и названиями мест в Слове понимаются предметы неба и Церкви, как было сказано прежде, они также понимаются под "Азией", подобно как и под названиями семи Церквей, как будет ясно далее. Под "Азией" понимаются пребывающие во свете истины по Слову, ибо в Азии была Древнейшая Церковь, после нее Древняя, а затем Церковь Израильская; также потому, что у них было древнейшее Слово, а впоследствии – израильское Слово; весь же свет истины исходит от Слова. Что Древние Церкви были в Азиатском мире, что они имели Слово, которое было впоследствии утрачено, и наконец, Слово, которое мы имеем теперь, может быть видно в Учении Нового Иерусалима о Священном Писании (п. 101-103). Поэтому "Азией" здесь означаются все, пребывающие во свете истины по Слову.
Нужно упомянуть здесь о древнейшем Слове, которое было в Азии до израильского Слова. Оно до настоящего времени сохраняется у народов, живущих общинами в Великой Татарии. Я говорил с духами и ангелами, которые были оттуда в духовном мире, и они сказали, что имеют Слово, что имели его с древних времен, что они совершают свое Богослужение по этому Слову, и что оно состоит из одних соответствий. Они сказали, что в нем есть даже Книга Праведного, которая упоминается Иисусом Навином (Нав. 10:12, 13; 2 Цар. 1:17, 18), также что у них есть книги Браней Господних и Пророчества, упоминаемые Моисеем (Чис. 21:14-15; 27-30); когда же в их присутствии я прочитал слова, которые Моисей цитировал оттуда, то они хотели увидеть, были ли эти слова там, и нашли их. Из этого я заключил, что древнее Слово еще существует у них. В ходе разговора они сказали, что поклоняются Иегове, одни как невидимому, а другие как видимому Богу. Впоследствии они сообщили мне, что не позволяют чужестранцам приходить к себе, кроме китайцев, с которыми они живут в мире, потому что император Китая – оттуда. Затем они также сказали мне, что они так плотно населены, что сомневаются, есть ли какая-либо область во всем мире более густо населенная, этому действительно можно поверить по той стене, длиной во много миль, которую китайцы воздвигли давным-давно для своей защиты от нападения на них. Спросите об этом в Китае, и может быть, вы найдете, что Слово там среди татар.