Смекни!
smekni.com

Сведенборг Эммануил - Апокалипсис открытый (стр. 80 из 211)

означает, что ересь об одной вере наводит в их сердцах такую тупость, извращение и жестокость, что они ничего не мыслят о заповедях Десятисловия, ни даже о каком-нибудь грехе, которого нужно избегать, поскольку он исходит от дьявола и противен Богу.

Объяснение

419. [Стих 1] "И пятый Ангел вострубил" означает исследование и выявление состояния жизни тех в Реформаторской Церкви, которые называются учеными и мудрыми за утверждение веры, отдельной от милосердия, оправдание и спасение ею одной. Что о них говорится далее до стиха 12, видно из каждого стиха, понимаемого в духовном смысле. Что "вострубить" означает исследовать и выявлять состояние Церкви и, следовательно, состояние жизни в тех, для кого религия является одной верой, может быть видно выше (п. 397).

420. "И я увидел звезду, падшую с неба на землю" означает духовную Божественную Истину, наитствующую с неба в Церковь тех, которые исследуются и выявляются. "Звезда" здесь означает духовную Божественную Истину, потому что она сошла с духовного неба, о котором выше (п. 387, 388); "землей" здесь обозначена Церковь у тех, которые состоят в ее внутренних началах, как выше (п. 398). Под духовной Божественной Истиной понимается разумение, происходящее от духовной любви, которая есть любовь к ближнему, и поскольку это разумение ныне называется верой, а эта любовь – милосердием, то оно есть вера, происходящая из милосердия, или скорее, оно есть истина веры, происходящая от добра милосердия, и здесь означается "звездой". Подобное означается "звездой" в единственном числе (Откр. 2:28; 22:16); ибо "звездами" во множественном числе обозначены познания добра и истины (п. 51), разумение же существует через них. Что это есть Божественная Истина, исследующая и выявляющая, ясно из того, что следует.

421. "И дан был ей ключ от кладезя бездны" означает, что их ад открыт. "Ключом" обозначена сила открывать, а также действие открывания (п. 62, 174, 840); "кладезем бездны" обозначен ад, где пребывают утвердившиеся в оправдании и спасении одной верой, все они принадлежат к Церкви Реформаторов. Здесь, однако, означаются те, которые в своих собственных глазах, а затем в представлении многих других кажутся учеными и образованными, хотя перед ангелами на небе они кажутся лишенными размышления относительно того, что принадлежит небу и Церкви; так как утверждающие такую веру даже до внутренних начал, закрывают высшие начала своего разума настолько, что они больше не способны видеть никакую духовную истину во свете. Это потому, что утверждение лжи является отречением от истины. Поэтому, когда они слышат какую-либо духовную истину, то есть истину Слова, служащую учению и жизни принадлежащих Церкви, они удерживают свой разум в неправдах, в которых они утвердились, и тогда они или закрывают услышанную истину ложью, или отвергают ее, как простой шум, или зевают и отворачиваются. И это делается тем более, чем более они находятся в гордости их собственной учености, так как гордость склеивает неправды вместе так, что издали они подобны сгустившейся морской пене. Поэтому Слово сокрыто от них, как книга, запечатанная семью печатями. Каковы еще их качества, и чему подобен их ад, будет сказано далее; поскольку мне было позволено его видеть и говорить с пребывающими в нем, а также видеть саранчу, выходящую оттуда. Это подземелье, подобное отверстию печи, является на южной стороне, внизу же простирается бездна далеко в восточном направлении. Там у них есть свет, но если свет с неба допускается туда, он становится тьмой, поэтому подземелье закрывается сверху. Там являются лачуги, сложенные со щелями и разделенные на несколько келий, в каждой из них есть стол, на котором лежат бумаги с какими-то книгами. За своим собственным столом сидит всякий, утвердившийся в мире в оправдании и спасении одной верой, считая милосердие совершенно природным моральным актом, а его дела только делами гражданской жизни, посредством которых люди могут надеяться получить награду в мире. Но если делают эти дела ради спасения, то они осуждают их, некоторые довольно строго, потому что в них содержится человеческий разум и воля. Все, находящиеся в этой бездне, были в мире учеными и хорошо образованными, в их числе есть некоторые метафизики и учителя, уважаемые там более остальных. Когда мне позволили говорить с ними, я узнал некоторых из них. Их участь, в действительности, такова: как только они бывают впущены, то садятся в первых кельях, но поскольку они утверждают веру, исключая дела милосердия, то они оставляют первые места и входят в кельи ближе к востоку и так постепенно, пока не достигают конца, где пребывают утверждающие эти догмы Словом. И поскольку тогда они не могут фальсифицировать Слово, их лачуги исчезают, и они видят себя в пустыне, а затем с ними происходит то, что было описано выше (п. 153). Есть также бездна ниже этой бездны, где пребывают те, которые подобным образом утвердились в оправдании и спасении одной верой, но в духе отвергавшие Бога и в сердце смеявшиеся над святынями Церкви. Там они только и делают, что ссорятся, рвут одежды на части, вскакивают на столы, топают ногами и сражаются между собой бранной речью; и поскольку не разрешается наносить кому-либо вреда, они угрожают словами и кулаками. Там грязно и запущено; но здесь не идет речь об их условиях.

422. [Стих 2] "Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из бездны, как дым из большой печи" означает неправды вожделений природного человека, происходящие от злых любовей. "Бездна" обозначает ад, о котором говорилось сейчас выше (п. 421); "дымом" там означаются неправды, происходящие от вожделений, и поскольку говорится "дым от большой печи", то понимаются неправды вожделений, происходящие от злых любовей, так как "огонь" означает любовь (п. 468), а "геенна огненная" – злую любовь (п. 494). "Большая печь" означает подобное, так как она дымит от огня. Адские духи не пребывают в каком-либо вещественном огне, но в духовном огне, который есть их любовь, и поэтому они не чувствуют никакого другого огня; кое-что об этом может быть видно в работе "О Небе и Аде", изданной в Лондоне в 1758 (п. 134, 566-575). Всякая любовь в духовном мире, когда она разжигается, кажется издали как огонь, внутри адов – как пылающий огонь, а вне их – как дым пожарища или как дым печи. Неправды вожделений, происходящие от злых любовий, также описаны в других местах в Слове дымом от огня и от печи, как в следующих отрывках:

Авраам посмотрел к Содому и Гоморре, и вот, дым поднимается с земли, как дым из печи (Быт. 19:28).

Когда зашло солнце и наступила тьма, вот дым как бы из печи и пламя огня

прошло между рассеченными животными (Быт. 15:17).

Прибавили они ко греху, за то они будут как дым из трубы (Ос. 13:2, 3).

Нечестивые погибнут, в дыме исчезнут (Пс. 36:20).

И покажу знамение на небе и на земле, огонь и столпы дыма (Иоиль 2:30).

И ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:41, 42, 49, 50; и в других местах).

423. "И помрачилось солнце и воздух от дыма кладезя" означает, что поэтому истинный свет стал мраком. "Солнцем" и "воздухом" здесь означается истинный свет, так как солнце означает любовь, а свет от него – Божественную Истину; и потому, когда говорится, что "солнце помрачилось" и в то же время "воздух", это значит, что Божественная Истина стала мраком. Что это происходит от неправд вожделений, означается происхождением от "дыма кладезя".

424. [Стих 3] "И из дыма вышла саранча на землю" означает, что от тех вожделений бывают неправды в крайних началах, каковы они в тех, которые стали чувственными, видят и судят обо всем чувствами и их обманчивостями. "Неправдами в крайних началах" называются те, которые содержатся в крайних началах человеческой жизни, называемых чувственными началами, о чем смотри ниже. Они обозначены в Слове "саранчой"; но должно быть известно, что они не видятся как саранча на полях, прыгающая и опустошающая луга и посевы, но видятся как пигмеи или маленькие люди, что ясно из их описания, так как они имели венцы на своих головах, лица – как человеческие, волосы – как у женщин, зубы – как у львов, они имели железные брони, и царем над ними был ангел бездны. Что маленькие люди также назывались "саранчой" древними, может быть видно из следующего:

Осматривающие землю Ханаанскую говорили: мы видели там исполинов, сынов Енаковых,

и мы были в глазах наших пред ними, как саранча (Чис. 13:33, 34).

Господь, который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча (Ис. 40:22).

Но поскольку неправды в крайних началах, какими они бывают в них, означаются в Слове "саранчой", поэтому они были названы "саранчой", также как "князьями" и "военачальниками" у Наума:

Там пожрет тебя огонь, поест тебя как гусеница, хотя бы ты умножился как гусеница, умножился как саранча, князья твои - как саранча, и военачальники твои - как рои мошек (Наум 3:15-17).

Поскольку неправды в крайних началах истребляют истины и добро Церкви, рождающиеся в человеке, то они означаются саранчой, которая истребляет траву на полях и растения на лугах. Это видно из таких отрывков:

Семян много вынесешь в поле, но саранча поест их (Втор. 28:38).

Оставшееся от гусеницы ела саранча; оставшееся от саранчи ели черви,

а оставшееся от червей доедали жуки (Иоиль 1:4, 5).

И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница (Иоиль 2:24, 25).

То же означается саранчой в Египте, о которой так написано у Моисея:

Моисей простер руку свою на землю Египетскую, и восточный ветер нанес саранчу, и пала

саранча на всю землю Египетскую, так что земли не было видно, и поела всю траву полевую.

Моисей помолился Господу, и саранча была брошена в Чермное море (Исх. 10:12 до конца).

И у Давида:

Земные произрастания отдал гусенице и их труд саранче (Пс. 77:46; также 104:34, 35).