444. "Освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате" означает, чтобы внешние узы были отняты у них, для проявления внутренних начал их духа. Что эти слова имеют такое значение, никто не может знать и даже подозревать, если он не знает, что понимается под "великой рекой Евфрат" и под "четырьмя ангелами, связанными" там. "Евфратом" в Слове означаются внутренние начала человеческого духа, называемые рассудочными; у тех, которые состоят в истинах, происходящих от добра, они полны мудрости, но у состоящих в неправдах, происходящих от зла, они полны безумия. Внутренние начала обозначены в Слове "рекой Евфрат", потому что эта река отделяла землю Ханаанскую от Ассирии, "землей же Ханаанской" означалась Церковь, а "Ассирией" – ее рассудочность. Следовательно, граничащей рекой означаются внутренние начала духа, называемые рассудочностью, в любом смысле. Три начала составляют человека Церкви: духовное, рассудочное или умственное, и природное, которое также является научным. Духовное начало Церкви означалось землей Ханаанской и ее реками, рассудочное или умственное начало Церкви означалось Ассуром или Ассирией и ее рекой Евфрат, тогда как природное, которое также есть научное, означалось Египтом и его рекой Нил; но об этом более можно видеть ниже (п. 503). "Четыре ангела, связанные при реке Евфрат" означают внутренние начала у людей Церкви, которые называются "связанными", так как не проявляются; поскольку здесь под этими "ангелами" понимаются адские духи, ибо о них говорится, что "они были приготовлены, чтобы умертвить третью часть людей", что следует далее (п. 446), а внутренние начала людей составляют одно с духами, либо с адскими, либо с небесными, ибо они живут вместе. "Освободить их" означает забрать внешние узы, чтобы внутренние начала их духа могли проявиться. Вот, что означают эти слова. Что "Евфрат" означает внутренние начала человеческого духа, граничащие с духовными предметами его Церкви, может быть видно из отрывков в Слове, где упоминается Ассур или Ассирия; "Евфрат" же упоминается в противоположном смысле, в котором он означает внутренние начала, полные лжи и затем безумия, как в этих местах:
Наведет на него Господь воды реки (Евфрат) бурные и большие - царя Ассирийского;
и пройдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется (Ис. 8:7, 8).
Для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию,
чтобы пить воду из реки ее? (Иер. 2:18).
И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку
Евфрат (Ис. 11:15, 16).
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода (Откр. 16:12).
Так сказал Господь пророку, чтобы он положил пояс на чресла свои, и в другой раз, чтобы
он пошел к Евфрату и спрятал его там в расселине скалы, по прошествии же многих дней
он взял оттуда пояс, и вот, пояс был испорчен, ни к чему стал не годен (Иер. 13:1-7, 11).
И также ему повелевалось:
Закончить чтение сей книги, бросить ее в средину Евфрата, и сказать: "так погрузится
Вавилон и не восстанет от того бедствия" (Иер. 51:63, 64).
Этим прообразовывались внутренние начала состояния Церкви у сынов Израиля. Что "река Египта" Нил и "река Ассирии" Евфрат были границами земли Ханаанской, ясно из этих слов:
В тот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю
Я землю сию, от реки Египетской до великой реки Евфрата (Быт. 15:18).
Что Евфрат был границей, может быть видно (Исх. 33:31; Втор. 1:7, 8; 11:24; Нав. 1:4; Мих. 7:12).
445. [Стих 15] "И освобождены были четыре ангела" означает, что со снятием внешних уз, проявились внутренние начала духа. Это следует из сказанного выше.
446. "Приготовленные на час и день, и месяц, и год, чтобы умертвить третью часть людей" означает, что они состоят в непрестанном усилии отнимать духовный свет и жизнь от людей Церкви. "Быть приготовленным" означает пребывать в усилии; на "час", "день", "месяц" и "год" означает постоянно и всегда, то же, что и всякий период времени. "Умерщвлять" означает отнимать духовный свет и жизнь от людей Церкви (п. 325); и "третья часть" означает все (п. 400).
447. [Стих 16] "Число конного войска было две мириады мириад" означает рассуждения об одной вере, которыми были исполнены внутренние начала их духа, вследствие обилия полнейших неправд. "Войсками" означаются добро и истины, а в противоположном смысле – зло и неправды; здесь – неправды зла, о которых следует далее. "Всадниками" обозначены рассуждения об одной вере, потому что "конь" означает понимание Слова (п. 298), а также утраченное понимание Слова (п. 305, 312, 320). Следовательно "всадниками" означаются рассуждения, происходящие от утраченного понимания Слова, здесь об одной вере, потому что говорится о состоящих в ней. "Две мириады мириад" не означают множество в численности, но великое изобилие. "Два" упоминается, потому что "два" относится к добру, а в противоположном смысле – ко злу (п. 322), а "мириады" относятся к истинам, а в противоположном смысле – к неправдам (п. 287). Из этого можно заключить, что словами "число конного войска было две мириады мириад" означаются рассуждения об одной вере, которыми были исполнены внутренние начала их духа вследствие обилия полнейших неправд зла. Что "войсками" в Слове означаются добро и истины неба и Церкви, а в противоположном смысле – зло и неправды, может быть видно из тех мест, где солнце, луна и звезды называются "воинствами", "солнце" означает добро любви, "луна" – истину веры, а "звезды" – познания добра и истины, и наоборот в противоположном смысле (п. 51, 53, 332, 413). Все они называются "воинствами" в этих отрывках:
Хвалите Господа все воинства Его, хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды (Пс. 148:2, 3).
Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я (Ис. 45:12).
Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все войско их (Пс. 32:6).
Так совершены небо и земля и все воинство их (Быт. 2:1).
Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; у зверей была отнята
власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок. Вот, с облаками
небесными шел как бы Сын Человеческий, и Ему дана власть, слава и царство,
чтобы все народы, племена и языки служили Ему (Дан. 7:10-14).
Господь даст глас Свой перед воинством Своим (Иоиль 2:11).
На кровлях всех домов кадят всему воинству небесному (Иер. 19:13).
Поклонится солнцу или луне, или всему воинству небесному (Втор. 4:19; 17:3; Иер. 8:2).
Подобное у Ис. 13:4; 34:4; 40:26; Иер. 33:22; Зах. 9:8; Откр. 19:14.
Так как добро и истины неба и Церкви означаются "воинством небесным", поэтому Господь называется Иеговой Саваофом, то есть Иеговой воинств; и потому служение Левитов называлось "ратью" (Чис. 4:3, 23, 30, 39), и об этом сказано у Давида:
Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его (Пс. 102:21).
Зло и неправды в Церкви обозначены:
Войском народов (Ис. 34:2).
Войском царя северного, с которым он пришел против царя юга (Дан. 11:13, 15, 20).
"Царь севера" есть ложь зла в Церкви, а "царь юга" есть истина добра в ней. Господом сказано:
Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте,
что приблизилось запустение его (Лк. 21:20).
Там "Иерусалимом" обозначена Церковь, а "войсками" – зло и неправды, которые ее разрушили. Там говорится о кончине века, которая является последним временем Церкви. Зло и неправды обозначены "войском" у Иоиля:
И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница,
великое войско Мое, которое послал Я на вас (Иоиль 2:25).
Что ложь в крайних началах означается "саранчой" и остальными насекомыми, может быть видно выше (п. 424).
448. "И я слышал число их" означает, что было постигнуто их качество, которое далее будет описано. "Слышать" означает постигать, "числом" означается качество предмета и его состояние (п. 10, 348, 364). Такое качество их состояния описано далее в следующих образах, поэтому говорится: "Так видел я".
449. [Стих 17] "Так видел я в видении коней и на них всадников" означает, что тогда было открыто, что рассуждения внутренних начал их духа об одной вере были мнимыми и призрачными, и что сами они были безумными от них. "Видеть" означает открывать их качества; "кони" означают рассуждения внутренних начал их духа об одной вере, здесь они мнимые и призрачные, поскольку говорится, что он видел их "в видении"; "всадники" означают тех, которые разумны благодаря пониманию Слова, но здесь те, которые безумны от мнимых и призрачных иллюзий, противоположных Слову.
Поскольку внутренние начала их духа являются в таких формах, которыми означаются мнимые и призрачные рассуждения об одной вере, то должно быть открыто о них то, что я слышал из их уст; как например: "Не одна ли вера, после тяжкого грехопадения, стала единственным средством спасения? Как мы можем явиться перед Богом без этого средства? Не является ли это единственным средством? Не рождены ли мы во грехах, и не извращена ли совершенно наша природа согрешением Адама? Есть ли другие средства исцеления, кроме одной веры? Что наши дела могут сделать для этого? Кто может делать какое-либо доброе дело сам от себя? Кто может очищать, прощать, оправдывать и спасать себя? Не скрывается ли в каждом малом деле, которое человек творит от себя, заслуги и собственной правды? И если, случайно, мы совершим что-либо доброе, сможем ли мы так делать все и исполнять закон? Кроме того, если кто согрешает против одной заповеди, не согрешает ли он против всех, ибо они связаны? Для чего Господь пришел в мир и понес тяжелый крест, не для того ли, чтобы удалить от нас осуждение и проклятие закона, умилостивить Бога Отца, стать заслугой и самой праведностью, которая могла бы быть вменена человеку через веру? Иначе, что проку или какая польза от Его пришествия? Посему, если Христос пострадал за нас, исполнил за нас закон и понес его осуждение, может ли тогда зло дольше осуждать нас, и добро может ли спасать нас? Поэтому мы, имеющие веру, состоим в полной свободе мыслить, желать, говорить и делать, что только пожелаем, только бы мы не теряли доброго имени, чести и богатства, и на нас не падало бы наказание гражданского закона к нашему бесчестию и осуждению".