Некоторые, блуждающие далее к северу, говорили: "Что добрые дела, творимые ради спасения, осудительны, гибельны и прокляты; среди них там были также некоторые священники".
Это то, что я слышал; но они бормотали и шептали более этого, чего я не расслышал. Кроме того, они говорили бесстыдно, со всей вольностью, и были несдержанны в слове и в поступках, не страшась злого преступления, только лишь притворно, ради проявления порядочности предавали вид благочестия своим речам. Таковы внутренние начала духа, следовательно, внешние начала тела у тех, которые делают одну веру всей сущностью религии. Но все, ими сказанное, исчезает по мере того, как прибегают непосредственно к Самому Господу Спасителю, верят в Него, творят добро, совершая это ради спасения; человеком же это творится как бы от себя, однако же с верой, что это исходит от Господа. Если это не совершается как бы человеком, то он не имеет никакой веры и никакого милосердия, и так не имеет никакой религии и никакого спасения.
450. "Которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные" означает их мнимые и призрачные доводы, происходящие от адской любви и собственного разумения, и от вожделений оттуда. "Брони" означают доводы, которыми они сражаются за одну веру (п. 436); "огнем" обозначена небесная любовь, а в противоположном смысле – адская любовь (п. 452, 468, 494); "гиацинтом" означается разумение, происходящее от духовной любви, а в противоположном смысле – разумение, происходящее от адской любви, которое есть собственное разумение, о чем ниже; "серой" же обозначены вожделения, происходящие от этой любви через собственное разумение (п. 452). Из всего этого следует, что "брони огненные, гиацинтовые и серные" означают именно это. Их доводы в пользу одной веры так описываются, потому что все, полагающие, что они оправдываются, то есть освобождаются от грехов одной верой, никогда не думают о покаянии, а нераскаявшийся человек находится полностью во грехах, все же грехи происходят и, следовательно, истекают от адской любви, собственного разумения и вожделений, от них исходящих. Кроме того, пребывающие в них не только действуют по ним, но также и говорят, мыслят и желают, а следовательно, рассуждают и ими доказывают. Они составляют их "человека", потому что они являются его жизнью, но это есть человек – дьявол, и его жизнь является адской жизнью. Однако, живущие нравственной жизнью только ради себя и мира не знают этого. Поскольку, хотя их внутренние начала таковы, но их внешние начала подобны внешним началам тех, которые живут Христианской жизнью. Позвольте им узнать, однако, что каждый по смерти входит в свои внутренние начала, ибо становится духом, который есть внутренний человек; и тогда внутренние начала приспосабливают к себе внешние, и они становятся подобными. По этой причине нравственность их жизни в мире тогда уподобляется чешуе рыб, которую очищают. Совершенно иное происходит с теми, которые исполняли заповеди нравственной жизни и в то же время гражданской, потому что они, происходя от любви к ближнему, являются Божественными. "Гиацинт" означает разумение, происходящее от расположений духовной любви, потому что этот цвет получается от красноты огня и белизны света, огнем же означается любовь, а светом – разумение. Это разумение обозначено "гиацинтом" (Иез. 27:7, 24) и в следующих местах:
Завеса в скинии из гиацинта (Исх. 36:31, 36; 27:16).
Эфод Аарона из гиацинта (Исх. 28:6, 15).
Покров из кож гиацинтового цвета и покрывало, и стол предложения; и одеждой
гиацинтового цвета покроют светильники; и на жертвенник возложат одежду
гиацинтового цвета, при отправлении в путь (Чис. 4:6, 7, 9, 11, 12).
Нити гиацинтового цвета на краях одежд их (Чис. 15:38, 39);
но разумение, происходящее от вожделений адской любви, обозначено "гиацинтом" у Иезекииля:
Огола, или Самария, пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим, к одевавшимся в ткани гиацинтового цвета, всадникам, едущим на конях (Иез. 23:4-6).
Так описывается Церковь, которая фальсифицировала истины Слова рассуждениями, происходящими от собственного разумения. И у Иеремии:
Все до одного они бессмысленны и глупы, пустое учение - это дерево.
Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, дело кузнеца и рук литейщика;
гиацинт и пурпур - их одежда, все это - дело людей искусных (Иер. 10:8, 9).
"Дело кузнеца и рук литейщика" и "все дела людей искусных" означают, что все это происходит от собственного разумения.
451. "Головы у коней - как головы у львов" означает фантазии, будто бы одна вера могущественна. "Головами" означаются мечтания и призрачности об одной вере в тех, о которых здесь говорится, все это одним словом называется фантазиями. "Кони" означают рассуждения внутренних начал их духа, которые таковы (п. 449); "львы" означают могущество (п. 241). Это есть могущество, происходящее из обманчивостей, поскольку они чувственны, а чувственные люди рассуждают по обманчивостям, которыми они убеждаются и улавливаются (п. 424).
Что их доводы в пользу одной веры мнимы и призрачны, может видеть любой, возвышающий свой дух. Что есть вера на деле и вера в состоянии согласно их идее, если не призрачность? Кто из них знает что-либо о вере на деле и о том, что приводит веру к ее состоянию, когда ничто из добра не входит от человека в веру на деле? Что есть прощение грехов и окончательное мгновенное спасение, как не призрачная идея? Что это есть огненный летающий змей в Церкви, может быть видно в "Ангельской Мудрости о Божественном Провидении" (п. 340). Что есть достоинство стойкости, заслуга, праведность и святость в результате вменения, как не призрачность? Обратитесь к Учению Нового Иерусалима о Господе (п. 18).
Что является Божественным действием во внутренних началах без содействия человека во внешних началах, производимое как бы от себя? Так как отделение внутреннего от внешнего так, чтобы не было никакого соединения, есть чистейшая фантазия, что может быть видно ниже (п. 606). Такой фантазией является вера, отделенная от милосердия, так как милосердие в делах есть содержащее и основание веры; это ее опора и земля, также как сущность и жизнь. В Слове вера, происходящая от милосердия, есть человек, но вера без милосердия – призрак, иллюзорная сущность, созданная воображением, подобно пузырю воды, летящему в воздухе. Но, возможно, кто-то скажет: "Если вы удалите понимание от веры, вы не увидите призрачных вещей"; но должно быть известно, что тот, кто может удалить понимание от веры, может также навязать тысячу призрачных вещей на каждое религиозное положение, как это было сделано много лет назад Римскими Католиками.
452. "И изо рта их выходил огонь, дым и сера" означает, что в их мыслях и речах, рассматриваемых внутренне, не содержится и не исходит ничего, кроме любви к себе и к миру, являющейся собственным воли, гордости собственного умствования, являющейся собственным разумения, и вожделений зла и лжи, являющихся общим собственным, происходящим от тех двух. "Из их ртов" означает из их мыслей и речей; "огнем" обозначена любовь к себе и к миру, эта любовь есть собственное человеческой воли (п. 450, 468, 494); "дымом" обозначена гордость собственного умствования, которая является собственным его разумения, происходящего от любви к себе и к миру, подобно дыму от огня (п. 422); "серой" обозначены вожделения зла и лжи, которые являются собственным вообще, происходящим из тех двух. Но это не проявляется в их речах перед людьми в мире, но отчетливо проявляется перед ангелами на небе, и потому говорится, что они таковы, будучи рассмотрены внутренне. В следующих отрывках "огонь" означает адскую любовь, а "сера" – вожделения, происходящие от этой любви через гордость собственного разумения:
И пролью на него дождь и каменный град, огонь и серу (Иез. 38:22).
Господь прольет на нечестивых горящие угли, огонь и серу (Пс. 10:6).
День мщения у Господа. И превратятся реки Сиона в смолу, и прах его - в серу,
и будет земля его горящею смолою, вечно будет восходить дым ее (Ис. 34:8-10).
В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный;
так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится (Лк. 17:29, 30; Быт. 19:24).
Кто поклоняется зверю и образу его, тот будет мучим в огне и сере (Откр. 14:9, 10).
И схвачен был зверь и лжепророк: оба брошены в озеро огненное,
горящее серой (Откр. 19:20; 20:10; 21:8).
Дуновение Господа, как поток серы, зажжет его (Ис. 30:33).
Сера и соль, пожарище - вся земля; не засевается и не произращает,
как при истреблении Содома и Гоморры (Втор. 29:23).
Жилище его посыпано будет серою (Иов 18:15).
453. [Стих 18] "От этих трех язв – от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, погибла третья часть людей" означает, что от этих язв погибают люди Церкви. Что "третья часть людей погибла" означает, что люди Церкви погибают от тех трех язв, о которых говорилось выше (п. 452); поскольку "быть убитым" означает быть убитым духовно, что значит погибнуть относительно души; а "третья часть" означает всех, проебывающих в тех неправдах, как часто говорилось выше. Что обозначено "огнем", "дымом" и "серой", и что словами "выходить из их ртов", может быть видно выше (п. 452). Это происходит в результате тех неправд, которые не известны во всем Христианском мире, что "огонь", о котором здесь говорится, является любовью к себе и к миру, и что этот огонь есть Дьявол; также, что "дым" от этого огня является гордостью собственного разумения, и что эта гордость есть Сатана; также, что "сера", разожженная этим огнем через такую гордость, есть вожделения зла и лжи, и что эти вожделения суть сборище Дьявола и Сатаны, из которых образован ад; и если это не известно, то не может быть известно, что такое грех, поскольку всякий грех получает свое удовольствие и приятность от них.