Второе Памятное событие следующее. После того, как я вышел, я опять услышал шум, похожий на теревшиеся друг о друга два жернова. Когда я приблизился к звуку, он прекратился, и я увидел узкий проход, ведущий наискось вниз в подобие грота, разделенного на кельи, в каждой из них сидело по два человека, которые также собирали из Слова подтверждения в пользу веры. Один собирал, а другой записывал, меняясь по очереди. Подойдя к одной келье, я стал в дверях и спросил: "Что вы собираете и записываете?" Они отвечали: "О действии оправдания верой или о вере в действии, что составляет саму оправдывающую, животворящую и спасающую веру, главу учения в Христианском мире". Тогда я попросил его: "Покажи какой-либо знак этого действия, когда вера эта вводится в сердце и душу человека". Он ответил: "Знак действия бывает в тот момент, когда человек, охваченный печалью, что он осужден, думает о Христе, что Он принял осуждение закона, уповает на Его заслугу и с такими мыслями обращается к Богу Отцу и молится".
Тогда я сказал: "Допустим, это имеет место, и действие является мгновенно". Я спросил: "Как я пойму, что говорится об этом действии, что со стороны человека не может быть ничего, содействующего этому в большей степени, чем со стороны пня или камня, и что человек в отношении этого действия не может начинать, желать, понимать, мыслить, действовать, содействовать, ни приспосабливаться, ни приготовляться к нему. Скажи мне, как это связывается с твоими высказываниями, что действие начинается тогда, когда человек мыслит о праве закона, о том, что Христос избавил его от проклятия, об уверенности, посредством которой он обретает Его заслугу, и с такими мыслями он обращается к Богу Отцу и молится, все это человеком совершается как бы им самим". Но он сказал: "Все это совершается человеком не активно, но пассивно".
Я спросил: "Как может кто-либо пассивно думать, надеяться и молиться? Отнимите тогда от человека действие или противодействие, не отнимите ли тогда его способность воспринимать, таким образом, все, включая и само действие? Чем становится тогда это ваше действие, если не чем-то чисто воображаемым, что существует только в рассудке. Я надеюсь, что ты не думаешь, как другие, что такое действие бывает только у предопределенных, нисколько не сознающих в себе влияние веры. Они с тем же успехом могут играть в кости, чтобы определить так ли это. Потому, мой друг, верь, что человек в вопросах веры действует и содействует как бы сам собою, без этого же содействия действие веры, которое ты называешь главою учения и религии, не более чем статуя жены Лота из соли, которая издает звук, если к ней коснутся пером писца или ногтем пальца (Лк. 18:32). Это я говорю потому, что вы также уподобляетесь статуям в отношении этого действия". Когда я сказал это, он, вскочив, схватил светильник, чтобы бросить мне в лицо, но свет погас, отчего стало темно, и он бросил светильник в лоб товарища, а я ушел смеясь.
Третье Памятное событие следующее. С северной стороны духовного мира я услышал как бы шум вод. Я пошел в том направлении, и когда я подошел ближе, шум прекратился, и я услышал звуки, подобные большому собранию людей. Тогда я увидел дом со щелями, окруженный разбитою каменною стеной. Из этого дома слышались звуки. Я подошел и спросил у привратника, что там за люди. Он сказал, что это мудрейшие из мудрых, рассуждающие между собой о сверхъестественных предметах. Он так сказал по простоте своей веры. Я его спросил: "Можно ли войти?" На это он сказал: "Можно, но только ты не должен ничего говорить. Я могу тебя впустить, так как мне позволено впускать иноземцев постоять со мной на пороге". Я вошел, и вот, там была арена, посреди которой был помост и общество так названных мудрецов, обсуждавших таинства веры. Предметом обсуждения была тема или утверждение: является ли то добро, которое делает человек в состоянии оправдания верою, или в дальнейшем развитии по его совершении, религиозным добром или нет? Они единодушно признали, что под добром религии понимается добро, способствующее спасению.
Спор был жарким, но преобладала точка зрения тех, которые говорили, что совершаемые человеком добрые дела в состоянии или в развитии веры есть только нравственное, гражданское и общественное добро, не ведущее к спасению, но что к спасению ведет одна только вера. Они это доказывали таким образом: "Как может какой-либо поступок человека соединиться со свободным даром? Разве спасение не свободный дар? Как можно какое-либо добро человека соединять с заслугой Христа? Не от нее ли единственно исходит спасение? И как может действие человека соединиться с действием Святого Духа? Не все ли оно производит без человеческой помощи? Эта тройственность не единственно ли спасительна в действии веры? Не пребывает ли эта тройственность, как единственно спасающая, в состоянии или в развитии веры? Поэтому дополнительное добро от человека никак не может быть названо добром религии, которое как было сказано, ведет к спасению; если же оно совершается ради спасения, то вернее его можно назвать злом религии".
Рядом с привратником в преддверии стояли два язычника, которые, услышав это, сказали один другому: "У этих людей нет никакой религии. Всякий может видеть, что делать ближнему добро ради Бога, таким образом, с Богом и через Бога, называется религией". А другой сказал: "Их вера свела их с ума". Тогда они спросили у привратника: "Кто эти люди?" На что привратник ответил: "Христианские мудрецы". Но они возразили: "Ты лжешь, если судить по их речам, то они – комедианты". И я удалился. Когда же через время я взглянул на место, где стоял этот дом, то увидел болото.
То, что я видел и слышал, я видел и слышал в бодрствовании моего тела и в то же время моего духа, ибо Господь соединил дух с моим телом, так что я нахожусь в одно и то же время в том и в другом. То, что я приходил к этим домам, когда там обсуждали эти предметы и видел происходящее все как было описано, то это было вследствие Божественного Руководства Господа.
1. И дана мне трость, подобная жезлу, и Ангел предстал, сказав: встань и измерь храм Божий и алтарь, и поклоняющихся в нем.
2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: и они будут попирать святый город сорок два месяца.
3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
5. И если кто захочет повредить им, огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет повредить им, тот будет убит.
6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни их пророчества, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
7. И когда они закончат свое свидетельство, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
8. И оставит их тела на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.