Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (Мф. 11:21; Лк. 10:13).
И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое,
и оделся во вретище, и сел на пепле (Иона 2:5, 6).
кроме того в других местах (Ис. 2:24; 15:2; 22:12; 37:1, 2; 50:3; Иер 48:37, 38; 49:3; Плач. 2:10; Иез. 7:17, 18; 27:31; Дан. 9:3; Иоиль 1:8,13; Ам. 8:10; Иов 16:15, 16; Пс. 29:11; 34:13; 68:11; 2 Сам. 2:31; 1 Цар. 21:27; Цар. 6:30; 19:1, 2).
493. [Стих 4] "Это суть две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли" означает любовь и разумение, или милосердие и веру, которые в них от Господа. "Маслина" означает любовь и милосердие, о чем далее; а "светильник" означает просвещение в истинах (п. 43) и разумение, и веру оттуда, потому что разумение происходит от просвещения в истинах, а вера происходит от этого разумения. "Стоять перед Богом" означает слушать и исполнять то, что Он повелевает (п. 366), потому здесь эти два качества в них от Господа, который "есть Бог земли", то есть в тех, которые состоят в двух Сущностях Новой Церкви, о чем сказано выше. Из этого ясно, что двумя свидетелями, которые обозначены "двумя маслинами и двумя светильниками", являются любовь и разумение, или милосердие и вера; поскольку эти две сущности составляют Церковь, любовь и милосердие – жизнь, а разумение и вера – ее учение. "Маслиничное дерево" означает любовь и милосердие, потому что "маслина" означает небесную Церковь, и следовательно "маслина" (как дерево), от которой происходит плод, означает небесную любовь, которая есть любовь к Господу. Поэтому такая любовь также означается "елеем", которым обычно помазывались все святыни Церкви. Елей, названый "елеем святости", был из маслин и специй, смешанных вместе (Исх. 30:23, 24); а также:
Было велено сынам Израилевым, чтобы они приносили елей чистый, выбитый из маслин,
для освещения, чтобы горел светильник во всякое время (Исх. 27:20; Лев. 24:2).
Подобное обозначено "маслиной" и "маслиничным деревом" у Захарии:
И две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны её.
И сказал он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли (Зах 4:3,11,12,14).
У Давида:
А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием (Пс. 51:10).
И у Иеремии:
Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер. 11 16);
кроме того, в других местах. Так как Церковь обычно обозначалась Иерусалимом, поэтому многими предметами, бывшими в нем и вокруг него, обозначались принадлежности Церкви. Около него также была гора Маслиничная, которой означалась Божественная Любовь, и поэтому:
Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской (Лк. 21:37; Ин. 8:1).
Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф. 24:3; Марк 12:3).
И также от этой горы Он пошел в Иерусалим (Мф. 21:1; 26:30; Марк 11:1; 14:26; Лк. 19:29, 37).
И это согласно пророчеству Захарии:
И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку (Зах. 14:4).
Поскольку "маслиничное дерево" обычно означало небесную Церковь, поэтому:
Херувимы посреди Иерусалимского храма были сделаны из оливковой древесины;
подобным образом двери в храм (1 Цар. 6:23-33).
494. [Стих 5] "И если кто захочет повредить им, огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их" означает, что тот, кто захочет уничтожить эти две Сущности Новой Церкви, погибнет от адской любви. "Желать повредить двум свидетелям" означает желать уничтожить две Сущности Новой Церкви, состоящие в признании Господа Богом неба и земли даже в отношении Человечности и в жизни по заповедям Десятисловия. Что они есть "свидетели", может быть видно выше (п. 490). "Огонь выйдет из уст их" означает, что есть адская любовь; "и пожрет врагов их" означает, что вредящие им погибнут от этой любви. Здесь, однако, не понимается, что огонь выйдет из уст свидетелей, но он происходит от тех, которые хотят уничтожить две Сущности Новой Церкви, понимаемые под "свидетелями" (п. 490). "Огонь" есть адская любовь, поскольку тот, кто не живет по заповедям Десятисловия и не обращается к Богу Спасителю и Искупителю, не может не пребывать в адской любви и не погибнуть. Это подобно сказанному в других местах в Слове, где говорится об огне от Иеговы, который истребляет нечестивцев, и о том, что Иегова совершает действия от огня Его возрастающего раздражения, гнева и ярости, кроме этого подобное другое, под чем не понимается, что это исходит от Иеговы, но что это происходит от адской любви нечестивцев. Так говорится в Слове, поскольку это есть казательности, Слово же в буквальном смысле было составлено посредством казательностей и соответствий. Так как говорится, что "огонь выйдет из уст их" и под этим понимается, что это от тех, кто пребывает в адской любви, то будут приведены некоторые отрывки, где говорится, что "огонь" исходит от Иеговы:
Дуновение Господа, как поток серы, зажжет его (Ис. 30:33).
Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него (Пс.17:9).
Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства,
чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности
Моей пожрана будет вся земля (Соф. 2:8).
Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь, чтобы излить гнев Свой
с яростью и прещение Свое с пылающим огнем (Ис. 66:15).
Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем,
и пламенем всепожирающего огня (Ис. 29:6; 30:30);
кроме того, во многих других местах.
495. "И если кто захочет повредить им, тот будет убит" означает, что тот, кто их осуждает, также будет осужден. "Повредить" здесь означает осудить, поскольку далее следует, что "тот будет убит", а "быть убитым" в Слове значит быть убитым духовно, то есть быть осужденным, так как Господь сказал: "Каким судом судите, таким будете судимы" (Мф. 7:1,2).
496. [Стих 6] "Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни их пророчества" означает, что те, которые отдаляются от этих двух Сущностей Новой Церкви, не смогут принимать никакую истину с неба. Под "небом" здесь понимается ангельское небо, следовательно "дождем" обозначена истина Церкви, исходящая оттуда. Поэтому словами "затворить небо, чтобы не шел дождь" означается, что они не смогут принимать никакую истину Церкви с неба. Истина Церкви с неба есть истина учения из Слова. Говорится, что свидетели имеют эту "власть", но здесь не понимается, как выше (п. 494), что они имеют власть "затворить небо", но что те затворяют его для себя, которые отвращаются от этих двух Сущностей Новой Церкви, поскольку они остаются в своих собственных неправдах. Что "дождь" означает Божественную Истину, сходящую с неба, видно из этих отрывков:
Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень,
как ливень на траву (Втор. 32:2).
И тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам (Втор. 11:17).
И оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя (Ис. 5:6).
За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы,
ты отбросила стыд (Иер. 2:3).
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих (Ис. 55:10, 11).
И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде (Иоиль 2:23).
Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда,
Ты подкреплял его (Пс. 67:10).
Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю (Пс. 71:6).
Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву,
дает скоту пищу его (Пс. 146:8).
Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю (Ос. 6:3).
Ждали меня, как дождя, и как дождю позднему открывали уста свои (Иов 29:23).
И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи ему: ты - земля неочищенная,
не орошаемая дождем в день гнева! (Иез. 22:23,24).
кроме того в других местах: (Ис. 30:23; Иер. 5:24; 10:12, 13; 14:3, 4; 51:16; Иез. 34:26, 27; Ам. 4:7, 8; Зах. 10:1; Пс. 64:9; 134:7; 2 Сам. 22:3, 4). "Наводняющий дождь" – как разрушение истины (Иез. 12:11, 13, 14; 38:22). Как искушение (Мф. 7:24-27).
497. "И они имеют власть над водами превращать их в кровь" означает, что те, которые отвращаются от этих двух Сущностей, будут фальсифицировать истины Слова. "Воды" означают истины (п. 50); а "кровь" – фальсификацию истин Слова (п. 379). Следовательно "превращать воды в кровь" означает фальсифицировать истины Слова. Под этим понимается подобное тому, что прежде, а именно, что те, кто отвращаются от двух Сущностей Новой Церкви, могут видеть только те неправды, в которых они пребывают, и если они утверждают их посредством Слова, то фальсифицируют его истины.
498. "И поражать землю всякою язвою, когда только захотят" означает, что желающие уничтожить эти две Сущности Новой Церкви ввергают себя в зло и неправды всякого рода так часто и столько, сколько они это делают. "Землей" обозначена Церковь (п. 285), а "язвой" – зло и ложь (п. 456). Следовательно, "поражать землю всякой язвой" означает положить конец Церкви злом и неправдами всякого рода. Но это должно быть понято вместе с предыдущим отрывком, а именно, что желающие поразить эти две Сущности Новой Церкви язвой, то есть уничтожить их, что производится злом посредством неправд, ввергнут сами себя в зло и неправды всякого рода. И поскольку природный смысл извращается, становясь духовным, поэтому выражение "когда только захотят" есть перевернутое в это выражение "так часто и столько, как они это делают". Причина в том, что насколько кто-либо уничтожает эти две Сущности, настолько он уничтожает истины Слова, а насколько он уничтожает истины Слова, настолько он ввергает себя во зло и неправды; так как эти две Сущности представляют истины Слова, как можно заключить из двух Учений Нового Иерусалима, о Господе и о Жизни по заповедям Десятисловия; то утверждение, что "свидетели имеют власть поражать землю всякою язвой, когда только захотят" подобно многим местам в Слове, которые приписываются Иегове, то есть Господу, что Он поражает людей язвами, и что это Его воля, хотя нужно понимать, что Он не поражает, и что это не по Его воле, как у Захарии: