Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 4 (стр. 13 из 15)

- цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество).

Дополнение: Вышеприведенный ответ частично годится для ответа на вопрос № 39 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие цивилизации. Единство и многообразие исторического процесса».

Дополнительно напомним Цивилизация (от латинского «civilis» - гражданский, государственный) – это:

1) синоним культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, где как минимум имеются города, государство и письменность, а также значительное разделение (специализация) труда, развитый религиозный культ, экономический обмен, наука и искусство;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством;

4) в некоторых теориях эпоха деградации и разложение человеческой естественности.

Французские просветители использовали термин «цивилизация» для общества, основанного на разуме и справедливости, а XIX веке тот же термин использовался для восхваления развитых (западных) стран на фоне отсталых. Сегодня принято считать, что видов и типов цивилизаций много, и каждая из них смесь общих закономерностей и уникальных особенностей.

49. Социальная структура общества и ее основные типы.

Комплекс определений социальной структуры:

1) совокупность относительно устойчивых общностей людей;

2) формы организации совместной деятельности;

3) система связей и взаимодействий.

В широком смысле ‑ это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.

Основные компоненты социальной структуры: индивид, общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;

- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;

- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;

- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: местом в системе производства, отношением к средствам производства, ролью в организации труда, способом и размером получения доходов);

- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.

Авторы напоминают, что возможны и другие классификации.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 37 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие социальной структуры общества. Основные типы социальных структур».

Комментарии: Здесь проще всего заметить, сколь натужно притянуты за уши названия типов (видов) в подобных классификаторах.

50. Социально-философские концепции власти.

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю в социальных общностях за счет авторитета, силы, закона, манипулирования сознанием и т.д. Здесь субъект – власть, а объект – подвластные. Готовность подчиняться зависит от: качеств субъекта и объекта, характера властных требований, средств воздействия, ситуации.

Власть, как настаивают авторы, универсальна, ибо проявляется во всех сферах человеческой деятельности.

Виды власти: экономическая, социальная, информационная, политическая. Особого внимания удостоена политическая власть. Она, по утверждению авторов, призвана сохранять социальную стабильность, разрешая конфликты. Основные характеристики политической власти: суверенитет, публичность, воля, авторитет, принуждение. Она осуществляется через политическую систему общества ‑ совокупность государственных и общественных институтов, правовых норм и отношений.

Концепции власти:

- классические: Платон, Аристотель: власть – подчинение (господин-раб). Далее Макиавелли и Гоббс якобы ратовали за хитрость и вседозволенность власти, но Локк – ограничил ее законом;

- концепция легитимного господства (Вебер), где 3 вида господства: легальный (подчинение безличным законам), традиционный (привычное подчинение династии правителей), харизматический (подчинение неординарной личности);

- неклассический подход: вездесущность власти, охватывающей любые отношения между людьми вплоть до интимных;

- теория социальных систем Лумана: власть – символически обобщенное средство обеспечения коммуникаций;

- постнеклассические (Бурдье): правят производители мнений, а не хозяева сил материального принуждения (армии, полиции, суда и т.п.).

51. Государство как политический институт. Понятие гражданского общества.

Государство – важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения к общественному согласию. Основа государства – политические институты и организации. Символы – герб, флаг, гимн.

Основные признаки государства:

- публичная власть;

- территория с административным делением;

- народ;

- суверенитет на международной арене;

- взимание налогов и других платежей.

Функции государства: внутренние (экономика, социалка, экология и др.) и внешние (международное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем и др.).

Формы государства:

- по форме правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная);

- по административно территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное;

- по политическому режиму: тоталитарно-авторитарное и демократическо-либеральное.

Правое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, где царят верховенство закона, всеобщность права, разделение властей, гарантии прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

Гражданское общество – внегосударственная форма общественной жизни, сфера реализации частных (индивидуальных и коллективных) инициатив, интересов и потребностей. Его наличие ‑ главный признак демократических систем. Термин употребляли еще в античности, но современный смысл сформирован просветителями в XVIII в.

Гражданское общество самоорганизуется и саморазвивается. Оно не противостоит государству, а дополняет его. Его основа ‑ гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Его субъекты (элементы) – граждане, семьи, нации, организации и др.

Дополнение: Вышеприведенный ответ почти полностью охватывает ответ на вопрос № 40 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Политическая система общества и ее структура». Ибо в политическую систему входят государство, политические партии, общественные организации и движения (коротко говоря, это вся власть и все гражданское общество в совокупности).

52. Философия культуры: основные стратегии.

Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма.

Культура – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы.

2 базовых подхода:

- универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации;

- эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественна; синоним творчества.

У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого).

Современные стратегии (достаточно условно):

- аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет;

- семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку;

- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов;

- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;

- игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;

- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.