Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 41 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие культуры, ее структура и социальные функции». Но на всякий случай дополним с частичным дублированием:
41-аспирантам. Понятие культуры, ее структура и социальные функции.
Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность общественных отношений и материальных объектов, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей.
Культуру принято разделять на материальную и духовную.
В целом культура состоит из идей-ценностей и общественных институтов-учреждений, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе.
В структуру культуры включают:
- искусственную среду обитания людей;
- окультуренных (специально воспитанных) людей;
- созданные общественные связи и человеческие коллективы;
- правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии);
- языки и иные средства коммуникации.
Социальные функции культуры:
- информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения);
- коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей);
- аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы);
- социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения).
53. Единство и многообразие культурно-исторического процесса.
Авторы убеждены, что культуры вообще не существует, ибо она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях, однако сущность ее едина.
Классификация культурного многообразия такова:
- по типам: а) исторически: культура античная, средневековая, Возрождения, нового времени, модерна, постмодерна, б) этноцивилизационно: культура Запада и Востока;
- по сферам: материальная и духовная;
- по культурно-стратификационным подсистемам: элитарная, народная, массовая (ориентированная не на творчество, а на потребление, от народной отличающаяся стремительной изменчивостью) + субкультуры: маргинальная (отщепенческая) и контркультура (бунтарская);
- по формам: мораль, право, политика, религия, мифология, искусство, философия и наука.
Многообразие форм и типов организуется в диалогическое пространство без ущемления чьей бы то ни было уникальности.
Дополнение: Вышеприведенный ответ хорош в качестве дополнения при ответах на вопрос № 39 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие цивилизации. Единство и многообразие исторического процесса», а также вопроса № 41 из того же перечня (смотри выше).
42-аспирантам. Мораль и право как формы нормативной регуляции поведения.
Право (от русского «править») - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, а также вся совокупность отношений, возникающие при правовом регулировании. Помимо правоведения право изучается философией права и различными социальными науками.
В трактовке права два основных подхода:
1) юстиционный (есть высшая справедливость (естественные права), которая превыше закона и закон должен ей соответствовать);
2) легистический (право – это всего лишь совокупность законов, реализующих волю властей или людей вообще).
Мораль (от лат. moralis — нравственный) – второй основной способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы закрепляются в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.
В отличие от права исполнение требований морали обеспечивается лишь средствами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Мораль зачастую отличают от нравственности как должное поведение от реально существующих нравов.
Правовые и нравственные нормы закрепляют и запреты, и нормы должного поведения. После появления права, оно развивалось во взаимодействии с моралью, они дополняли и обогащали друг друга.
В современной философии различают обыденно-практическое и нормативно-теоретическое состояние морали и права.
43-аспирантам. Искусство как форма духовного освоения мира. Природа художественного творчества.
Искусство – форма человекотворчества, художественное творчество в целом, включая литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности художественно-образных форм освоения мира.
Философия искусства – эстетика. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась тремя принципиально разными способами:
1) Искусство – отражение бытия;
2) Искусство - чувственное выражение сверхчувственного;
3) Искусство – продукт свободного человеческого творчества (самореализации).
В искусстве человек выражает себя и ищет истину художественными средствами.
Искусство делят по видам (литература, живопись и т.д.), разновидностям (например, поэма, роман, повесть), по родам (эпос, лирика и т.п.), жанрам (триллер, мелодрама и т.п.), историческим типам (барокко, классицизм и т.д.)
Природа художественного творчества полна загадок и здесь многое неисповедимо, спонтанно, интуитивно, требует врожденного таланта и трудолюбия.
Искусство не следует толковать прагматически, ибо в нем много бескорыстного любования и искусства ради искусства. Все произведения искусства являются носителями некоего смысла, не сводимого к его материальным носителям.
И далее уместен совершенно свободный рассказ на тему «Все, что я знаю об искусстве», но в самом общем виде и с использованием философского жаргона.
44-аспирантам. Религия как специфическая форма духовности.
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа) – вид мировоззрения (миропонимания), основанный на вере в существование сверхъестественного (бога, богов), определяющего происходящее и предписывающего людям нормы правильного поведения. В религию так же включают соответствующее поведение верующих – специфический культ (богослужение).
В религии все исходит от Бога, но у человека есть некая свобода выбора, делающая его ответственным за свое поведение и дающая ему возможности либо соблюсти Божьи предписания, либо понести наказание за строптивость.
Религиозный канон подается в облачении тех или иных мифов (сказаний, притч, священных писаний).
Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Можно дополнительно рассказать о том, как философия и религия соотносились между собой в различные периоды истории и у разных философов.
54. Техники как объект социально-философского исследования.
Первые рассуждения о технике еще в античности. Техника там – рукотворная реальность. В новое время осознали специфичность техники, как новой природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой.
Философия техники сложилась во второй половине XIX в., потому что множились технические науки, и бурно шел научно технический прогресс.
С 1960 годов техника – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической революцией).
Проблемное поле: в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое развитие, какова специфика технических наук и их логики.
Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность.
Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов.
В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую.
Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества.
В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника ‑ двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника ‑ угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины).
55. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.
С XVI-XVII века начало техногенной (западной) цивилизации. Ее существенные признаки:
- приоритет развитию науки, техники и технологий;
- ориентация на инновации;
- идеал человек-преобразователь;
- подчинение природы человеку;
- прогрессизм;
- увеличение темпов социальных изменений.
Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой).