Тело единственный носитель сугубо индивидуального и вместе с тем носитель всеобщего, а также бессмертной души. То есть тело – носитель всего, что делает человека именно таким уникальным и творческим биосоциальным и биопсихологическим видом.
Особое значение в понимании тела имеет гомидная триада: прямохождение, кисть, приспособленная к труду, и высокоразвитый мозг.
Важная проблема: соотношение души и тела, духа и тела, правильное сочетание телесных и духовных потребностей. И здесь две крайности: аскетизм и гедонизм.
Тело смертно – отсюда необходимость преодолевать страх смерти.
Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 27 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Сущность психофизиологической проблемы. Сознание и мозг». Кроме того, дополним следующим:
27-аспирантам. Сущность психофизиологической проблемы. Сознание и мозг.
«Психофизиологическая проблема» в нынешнем виде позаимствована из психологии. Впрочем, и раньше имелась в философии как проблема совмещения духовного и физического (души и тела).
Сущность проблемы в непонимании или недопонимании того, как физическое согласуется с духовным. С одной стороны, много примеров того, как здоровое тело дает нам бодрость духа, а с другой ‑ как душевные травмы приводят к упадку сил и тяжелым болезням. Но механизм взаимного влияния психики и физиологии якобы никем не раскрыт до конца, а потому ученые и философы продолжают предлагать свои версии согласования психического и физиологического.
При этом одни считают, что психика и физиология – однородные (например, материальные) или даже совпадающие субстанции, а потому нет никаких препятствий для их взаимодействия. Это теории психофизиологического взаимодействия.
Другие полагают, что никакой однородности между идеальным и материальным нет и быть не может, а есть некие неотслеживаемые в реальности (сверхъестественные, божественные) механизмы, приводящие в соответствие абсолютно самостоятельные материальные тела и нематериальные души. Это теории психофизиологического параллелизма.
Здесь объектом повышенного внимания становится мозг – телесный носитель сознания, общепризнанный центр всех психических процессов. В нем и ищут связь психики и физиологии, а также различия между ними.
Важно отметить, что сознание хоть и невозможно без своего носителя – мозга, но им не ограничивается. Ибо оно стремится реализовать себя вовне (материализоваться, овеществиться) в виде продуктов материальной культуры, языка, общественных отношений и т.д. Что лишний раз подтверждает, сознание и мозг как-то связаны, но далеко не одно и то же.
Вместе с тем именно мозг – яркое подтверждение всеобщего свойства природы – отражения. Он и есть наш главный отражательный орган, высшая ступень (форма) отражения в живой и неживой природе.
Во многом благодаря нему человеческое сознание выше психики животных следующими качествами (характеристиками): абстрактно-логическим мышлением, целеполаганием, самосознанием и языком.
28. Экзистенциальные характеристики человеческого бытия.
Экзистенциальные характеристики акцентируют в человеке сугубо индивидуальное и свободное.
Главные вопросы: о смысле жизни (на основе представлений об уникальности каждого человека), смерти-бессмертии, свободе.
Разные философские школы по-разному видят смысл жизни: гедонисты - в удовольствии, эвдемонисты - в счастье, религиозный персонализм - в единении с Богом, социологизаторы - в общественных ценностях (часто в «светлом будущем»), рационалисты - в ригористическом служении долгу, и т.д.
Человек ‑ якобы единственное существо, знающее о своей неизбежной кончине. Преодолевается страх смерти по-разному: либо признавая бессмертие души, либо игнорируя по Эпикуру (смерти при жизни нет), либо надеясь продолжиться в детях, идеях и т.п.
В неклассических философиях смерть иногда выступает как окончательный уход, и существование всего мира есть лишь момент между двумя ничто, прошлым и будущим.
Феномен свободы тоже видят (проецируют, транслируют) по-разному:
- фаталисты: судьбу не изменить,
- христиане: свобода воли – как право выбрать между путем предначертанным Богом и путем к погибели;
- сторонники свободы воли: всегда можно выбрать;
- приверженцы свободы как осознанной необходимости: осознал ‑ и стал способен ускорить неизбежное;
- экзистенциалисты: свобода выбора: «свобода от…» - жизненный минимум, «свобода на, для…» - основа творчества;
- постмодернисты: жизнь игра, где есть правила – законы необходимости, случайности и простор для самореализации.
29. Социокультурные проекции личности.
Подлинная реализация «Я» лишь в обществе.
Механизмы социокультурной детерминации рассматриваются в 3 аспектах: генетический (как общество формирует человека), функциональный (какие роли человек играет в обществе) и телеологический (смысл, цели и ценности существования – общественные идеалы).
Социализация – приобщения к определенной социальной среде силами общества и самого человека. Выделяют первичную и вторичную социализацию (до получения первоначальной профессии и после). Социализация бывает стихийной и целенаправленной. Основные институты социализации: семья (особо важна как общество в миниатюре), традиция, образование, СМИ.
Социализация: 1) обеспечивает исторически необходимую связь поколений; 2) формирует личность.
Основные модусы (проекции, проще - способы) человеческого бытия в обществе: деятельность (ее ядро труд) и коммуникации.
Виды деятельности классифицируются так:
- по объекту: материально-предметная (труд), социально-историческая (поведение) и духовная (творчество);
- по субъекту: индивидуальная и коллективная;
- по целям: труд (цели извне) и игра (самоцель);
- по средствам: физический труд (ручной и механизированный) и умственная деятельность.
Структура трудовой деятельности включает: субъект, объект, цель, средство, предмет и продукт.
Коммуникации – процесс обмена информацией, субъект-субъектные отношения. Структура: не менее 2 субъектов, тема (предмет), цели, сообщения-тексты, средства трансляции текстов.
Виды коммуникаций классифицируются:
- по связи: автокоммуникация, межличностная, публичная, массовая коммуникации;
- по целям: инструментальная (другой средство), коммуникативная (другой цель);
- по средствам: аудиокоммуникация (болтовня), видеокоммуникация (шоу), синтетическая коммуникация (все вместе, авторский пример ‑ Интернет, который не только не решает все проблемы, но и создает еще дополнительные трудности для человечества).
Дополнение: Вышеприведенный ответ более-менее годится для ответа на вопрос № 28 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Социальная природа сознания. Общественное сознание и его структура». Смотри, кроме того, ответ на вопрос № 34.
30. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу.
Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его человеком) = способность к осмыслению (постижению, переживанию, проектированию) внешней действительности и своего внутреннего опыта.
Сознание неуловимо для внешнего наблюдения. При объективировании в языке, поведении-деятельности, мозге ‑ нивелируется уникально-личностное. Авторы же считают, что философская реконструкция должна отражать все философские аспекты.
Видимо, поэтому авторы уверены, что философия сознания повторяет подходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики:
- субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель): разум – субстанция (основа и сущность) мира, человеческий разум – проявление Мирового Разума;
- функциональная модель (Гоббс, Локк, Бюхнер, Ленин, Рорти): сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания;
- экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций;
- социокультурная парадигма (марксизм, символический интеракционизм, структурализм): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка.
Дополнение: Вышеприведенный ответ содержит дополнительную информацию для ответа на вопрос № 25 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Генезис сознания. Сознание человека и психика животных». А также частично освещает первую часть вопроса № 26 из того же перечня «Сознание, мышление и язык. Проблема моделирования сознания в кибернетических системах».
31. Проблема генезиса сознания.
Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.
Природное основание сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).
Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.
Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.
Онтогенез (личное развитие) сознания ‑ повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация: реальное комбинирование).