СОДЕРЖАНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ
2.РАБОТА КАНТА В "КРИТИИЧЕСКИЙ" И "ДОКРИТИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
- вопросы естествознания.
- три "критики" Канта.
- основная черта "критической" философии.
3. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ
- аналитическое суждение
- синтетическое суждение
4. ВОПРОС О ФОРМАХ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
5. УЧЕНИЕ КАНТА О ГНОСЕОЛОЛГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНОСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
6. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАНТА.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА.
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе раскрыты некоторые аспекты философской деятельности родоначальника немецкого классического идеализма Иммануила Канта в основном это его отношение к теории познания.
Под гносеологией понимается взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Кант высказал свое отношение по каждому вопросу.
Особенно интересным для рассмотрения является вопрос о возможности объективного анализа субъективных ощущений, т.е. возможны проверки результатов объективных процессов через субъективный (в данном случае математический) анализ.
Согласно философии субъективного идеализма, ощущение -это единственная реальность, о которой может говорить философ. Сэтой точки зрения существовать - значит быть воспринимаемым. Вещь - комплекс ощущений. Основная проблема - что является источником ощущений.
Если ознакомиться с работами Канта, можно сделать вывод, что Бог - источник ощущений. Кант пишет, что нужно верить в Бога, и в то же время он сам ощущает сомнительность его существования. Он приводит следующие доказательства: Солнечная система возникла из огромного облака разряженных в пространстве частиц, животный мир имеет свою генеалогическую классификацию, человек развивался со временем, а не был создан Богом.
Для философии Канта характерна глубокая противоречивость суждений. Основной чертой его "критической философии" является примирение материализма с идеализмом, агностицизмом, но постепенно Кант все-таки отходит от этой позиции.
Он предполагает все явлении в мире подразделить на две категории:
1. "вещь в себе" - явления существующие сами посебе не зависимо от нас.
2. "вещь для нас" - человек имеет представление о мире вещей.
И уже на основе этих категорий он развивает свое учение. Нельзя говорить о философских взглядах, одобряя или отрицая их. Каждый из нас берет, что-то для себя у философа, судит о нем по своему. Чтобы понять и осмыслить его философию нужно знать все его взгляды по каждому вопросу. В общих чертах нельзя сказать о правильности или неправильности, взглядов суждений и оценок.
Кант был не только философом, но и крупнейшим ученым в области естествознания, космогонии, физической географии, антропологии. В кенигсбергском университете кроме философских дисциплин Кант преподавал ряд естественных наук.
ГЛАВА I
РАБОТА КАНТА В "КРИТИИЧЕСКИЙ" И "ДОКРИТИЧЕСКИЙ" ПЕРИОД
Развитие Канта как философа делиться на два периода.
Первый период считается до начала 70-х годов, когда Кант пытался решать философские проблемы - вопрос обытии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения к опытным данным.
Начало второго периода относится к началу 70-х. Во время этого периода Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от "вещей в себе"; последние по мнению Канта, не могут быть даны в опыте. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе не познаваемы, что мы познаем лишь явления или тот способ, каким эти "вещи в себе" воздействуютна нас. В этот период Кант исследует состав, происхождение и границы различных функций познания.
Учение сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его "критикой разума".
Кант понимал, что его учение ограничивает разум так как оно отказывает разуму в способности познать сущности вещей, оставляя за ним познание лишь явлений. Кант полагал, что ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, так как оно лишает основания всякого рода доказательства бытия Бога, потустороннего мира и т.п.
Однако Кант все же считал, что верить в Бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примирить требования нравственного сознания с существованием зла.
В философском развитии Канта отразилась слабость современного ему немецкого бюргерства. Кант не верил в то, что зло, существующее в общественной жизни, может быть устранено. Он ищет утешения в вере. Гармония и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а вмире "умопостигаемом".
"Умопостигаемый" мир достижим лишь мысленно, но не конкретно материально. Научное постижение, или познание,- рассудочное, а не разумное. Вера в Бога - гарантия того нравственного-порядка, который не может быть найден в эмпирическом мире.
Но если результат к которому пришел Кант во второй период своего развития, играл на руку вере, то путь по которому Кант шел к этому результату, мотивы, по которым Кант предпринял свою "критику" разума, имели глубокие гносеологические корни и зачастую находились в противоречии со стремлением найти источник веры в постулатах практического разума. Кант предпринял попытку выяснить:
1) источник различных видов знания - научного и философского
2) выяснить на чем основывается достоверность знания в математике и естествознании
3) исследовать формы и категории научного мышления и т.д. Так как основной задачей философии во второй период своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии философию Канта периода после 70-х
годов стали называть "критической", а сам этот период "критическим" . А так как до начала 70-х годов критика вфилософии Канта лишь намечалась, но не главенствовала, то первый период филосовского развития Канта стали называть "докритическим".
В работах "докритического" периода важное место у Канта занимают произведения, посвященные вопросам естествознания. В этих работах Кант ставит вопрос о развитии в природе. Пытается объяснить строение и возникновение Солнечной системы. В физике Кант обосновывал учение об относительности движения и покоя, развив давние идеи Декарта и Галлилея.
В биологии Кант наметил идею гносеологической классификации животного мира, т.е. распределения различных классов животных по их происхождению.
Наконец в своих антропологических исследованиях он выдвинул идею естественной истории человеческих рас.
Однако, излагая учение о естественном происхождении и развитии Солнечной системы, Кант делает ряд уступок религии и господствовавшей в то время теологии. Так признавая бесконечность процесса развития Мира ,Кант вместе стем полагает, что этот процесс все же имел начало.
В работах "докритического" периода Кант находился под влиянием работ Лейбница-Вольфа, их рационалистической философии. Рационалисты полагали, что реальная связь между причиной и ее действием не отличается от логической связи между основанием и следствием. Под влиянием Юма Кант отказался от этого взгляда. Связь между причиной и действием только фактическая, эмпирическая, она не может быть выведена логическим путем, в силу чего одной логикине достаточно для того, чтобы обосновать теоретическое естествознание.
В тоже время из ученья рационализма Кант сохранил убеждение, что науки, состоящие из утверждений, имеющих всеобщее и необходимое значение (математика, естествознание), не могут иметь своим источником опыт, который всегда неполон, незавершен и, следовательно, не дает оснований для такого рода обобщений. Однако таким источником , по Канту, не может быть разум. А между тем знание, имеющее всеобщее и необходимое значение, или, по терминалогии Канта, достоверное знание, все же существует. Его источник - независимые от опыта и предшествующие ему ("априорные") формы чувствительности и рассудка.
"Критическая философия" Канта сформулировалась к началу 70-х годов. Учение это было изложено в трактатах: "Критика чистого разума" 1781 г. "Критика практического разума" 1788 г. "Криитика способности суждения" 1790 г.
В первой из этих работ Кант изложил свое учение о познании, во второй - этику, в третьей - эстетику и учение о целесообразности в природе.