В различных формах мировоззрений по –разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляетмироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относятся к мировосприятию. Познавательно- интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
«Коэффициент интеллектуальности» мировоззрений различен. Неодинакова также их эмоциональной насыщенности. Но так или иначе, мировоззрение включает в себя оба этих «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.
Жизнь в природном и общественно мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжение и многое другое. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного разрыва. Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на Земле, за судьбы культуры. Вместе с тем люди присущ также целый спектр «светлых» эмоций: ощущение радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворения жизнью, своими свершениями.
Сочетание таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистичным; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливых или несчастным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различие их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающие напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадание, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находятся выражение типовых, преобладающие настроение, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благовонием, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Мировоззрение сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
Разум и чувства входят в ткань, мировоззрения не обособленно, а во взаимосплетении, кроме того они сочетаются с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы, действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение, позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Убеждения- взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений –так велика их побудительная сила – люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.
Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания. Стараясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира, ориентация в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды –ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе – всего мирового сообщества.
Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не включает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней- без внутренней критичности, собственного анализа- называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от суждения высоким целям.
С моей точки зрения мировоззрение- это сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного творческого мышления. В мировоззрении реально различимы – по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов – также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.
С состав мировоззрения входят и играет в нем важную роль обобщенные знания- повседневные, или жизненно- практические, профессиональные, научные. Чем солидней запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непосредственное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.
Существенно значение для характеристики мировоззрения имеет пропорциональное присутствие различных компонентов-знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов, и т.д.. Таким образом в структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента.
1.Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях- повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно- научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2.Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивы действия и т. д.
3.Морально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность, действовать.
4.Практический компонент. Без практической составляющей носило бы крайне абстрактный характер.
Жизненно- практическое мировоззрение находит своё обобщение выражение в мифологию и религию. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественником философии.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторической первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.
Мифология (от греческого mifos –предание, сказание и logos–слово, понятие, учение)- форма общественного сознания, способ понимания мира, характерных для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы- древние сказание разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев- многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройство природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижения людей- добывание огня, изобретение ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение.