Смекни!
smekni.com

Становление древнекитайской философии (стр. 3 из 4)

Формирование первого организованного направления даосизма, даосской «церкви» Чжанов кладет конец периоду зарождения даосизма и первому этапу его становления. Начиная со IIв. н.э. мы имеем дело уже с аморфным религиозно-философским течением интеллектуалов и анахоретов, а с развитой национальной религией Китая, не только вобравшей в себя все традиционные китайские представ­ления о мире и человеке, но и воплотившей в себе многие обычаи, привычки и тра­диции, предания и особенности мышления китайского этноса и черпавшей свою си­лу не только в философии верхов, народных верованиях низов.

3. Философия конфуцианства

Учение Конфуция (551-479гг. до н.э.) рассредоточено по многим письменным памятникам и комментариям к ним, однако его подписи нет ни под одним из из­вестных философских трактатов. Исходные положения Учителя в них содержатель­но вплавлены в канву теоретических рассуждений, отвечающих запросам меняю­щейся обстановки. Идеи раннего Конфуцианства запечатлены в «Лунь юй» его бли­жайшими учениками. Сегодня мы встречаем «Лунь юй»в составе «Сы шу У цзин» («Четыре книги и Пять канонов»). Этот корпус построен по системе архетипа у чан/у син. Пять канонов - «Ши цзин» ( «Книга песен»), «Шу цзин» («Книга исто­рии»), «И цзин» («Книга перемен»), «Ли цзи» («Книга ритуалов») и «Чунь цю» («Весны и осени») образуют «вертикаль». Четыре книги - «Лунь юй» («Беседы и суждения»), «Мэн цзы» (названа по имени автора Мэн-цзы), «Да сюэ» («Великое учение») и «Чжун юн» («Учение о середине») образуют горизонталь. В плоскостной проекции они укладываются в девятипольную матрицу по прямому (каноны) и диа тональному (книги) крестам. Конфуцианский философский корпус структурно по­вторяет архетип культуры Дао.

Набор текстов в «Сы шу У цзин» не случаен. Каждый из них занимает свое место и выполняет определенную функцию в общем, процессе генерации конфуци­анского Дао. Рассмотрим тексты, в систему которых включен «Лунь юй».

«Ши цзин» - самое ранее поэтическое собрание китайской древности. Оно сформировалось в Х-VIвв. до н.э., т.е. в переходный период, включает 305 произве­дений и подразделяется на три части: «Го фэн» («Нравы царств»), «Я» («Оды») и «Сун» («Гимны»). «Песни» служат Конфуцию высшим критерием оценки ученика, и лучший из них тот, с кем можно говорить о Ши!»

Конфуций так видит создавшуюся обстановку своего времени:

Феникс не прилетает, Река чертеж не шлет, я вижу, что конец грядет.

Феникс и чертеж - это не метаморфические образы, а сущностные символы Дао. Феникс (Фэн-Хуан) является носителем духовного архетипа^ чан у сип Дао в элементах Дэ-ж-энь-и-ли-синь. Он зафиксирован в «Шань хай цзин» как психологи­ческий архетип этноса, свитый на горизонтально-вертикальной архетипической кон­струкции «горы и реки». «Чертеж из Реки» (Хэ ту) - это идеально-числовой архетип у чан / у син, начертанный инь-янскими темно-светлыми символами на панцире Единорога, якобы вышедшего из Реки. Архетипические системы «Хэ ту» и «Фэн-Хуан» повторяют модель архетипа у чан /у син и дают идеальную и духовную гене­рацию культуры Дао. Говоря, что эти системы больше не появляются. Конфуций тем самым свидетельствует о трагизме положения Поднебесной и утрате ею генети­ческих оснований Дао. И без этого Поднебесная существовать не может. «Ши цзин» хранит в себе способы космической духовной генерации Дао - природно-родовое слово (песнопение). Ритм (музыку) и движение (ритуальный танец).

«Начинай со стихов, утверждайся в ритуале и завершай музыкой» -сказал Учитель.

«Песни» имеют непосредственное отношение к философии Конфуция как ге­нетическое основание ее Дао.

«Шу цзин» представляет собой сборник записей предании, сказаний, мифов, их историзованных версий, событий, обращений правителей. Материал охватывает период приблизительно с XXIVпо VIIIв. до н.э., отражает мировоззрение переход­ного периода.

Конфуций разрабатывает концепцию совершенного человека на примере бла­городного мужа (цзюньцзы). Идеалом для него выступают первые великие правите­ли глубокой древности Яо, Шунь и Юй, во всем отвечающие требованиям конфуци­анской морали и государственности. Юй занимает среди них особое положение, он родоначальник цивилизации Поднебесной, противоположной предшествующему состоянию космического естества. Избрав Юя в качестве идеала благородного мужа. Конфуций, во-первых, находит точку отсчета истории цивилизации; во-вторых, "Шу цзин" поставляет готовый архетип цивилизации; в-третьих, в духовном совершенстве Юя, его сыновьей почтительности, следовательности ритуальным нормам и трудолюбии ради общественного блага открывается прототип субъектагенерации конфуцианского Дао. Юй для Конфуция - человек без изъяна.

"И цзин" вырастает из коллективной мантики переходного периода изоморфно повторяет архетип у чан / у син Дао, закрепляет его в системе графических символов трирам и гексаграмм, через духовные циклыпереводит ритмику Дао в слово, озвучивает космическую песню Дао и расписывает в афоризмах к графическим чертам по всей длине бинарной спирали гексограмм. Над афоризмами конфуцианство надстраивает свой философский коментарий ("Сицы чжуан", "Вэньянь чжуань" и т.д), в результате чего в статистическом состоянии спиралипорядок философских идей и категорий соответствует порядку графических символов и афоризмов, а в динамическом - порядок идей порождает центральную идею Дао, которая выражает суть учения и является главной философской идеей этноса в условиях цивилизации.

Свое учение Конфуций представляет как развитие Дао-Дэ "Перемен" благородным мужем. Он помещает его в центер архетипической системы "Перемен", где благородный муж обретает качество эмбриона культуры Дао.

"Ли цзи" - весьма обширный канон, составленный конфуцианцами в IV-Iвв. до н.э., т.е. в период государственного устройства Поднебесной. Происходит смена состояний и форм общностей человечества Поднебесной: общество «Великого еди­нения» (да тун) распадается и принимает ориентацию на построение общества «Ма­лого процветания» (сяо кан). В ходу Великое Дао - Поднебесная принадлежала всем, учились доверию совершенствовались в дружелюбии, избирали для управле­ния достойных и способных. Ко времени жизни Конфуция Великое Дао сокрылось во мраке. Поднебесная стала принадлежностью одного правящего дома. Былое ро­довое единство распалось, люди отгородились друг от друга заборами и рвами. Вот тогда путеводными нитями стали ритуал (ли) и долг / справедливость (и), которыми сплеталось новое человеческое единство. Ритуал занял центральное место в духов­но-поведенческом архетипе у чан / у син вступающего в цивилизацию общества.

«Чун цю» погодовая хроника царства Лу, в котором родился и вырос Конфу­ций. «Чунь цю» охватывает события с 722 по 481 г. до н.э., текст представляет собой перечень исторических фактов без оценок и комментариев. Здесь философия Кон­фуция обретает циклическую историческую матрицу, заполненную реальными фак­тами. Она служит критерием и экраном показа истинности теоретических положе­ний автора: то или иное суждение проверяется реальным фактом или же наоборот -факт освещается в истинности выработанного суждения и вкладывается в самосоз­нание Победоносной по принципу социокосмического изоморфизма. Суть его со­стоит в том, что последовательность исторических событий социального космоса циклизуется в круговоротах «весен и осеней» природного космоса, который функ­ционирует в ключе архетипа у чан / у син Дао. Получается, что исторические собы­тия творятся не человеком, а космосом, или, как говорит Конфуций, небесной судь­бой. Историческая хроника «Чнь цю» - это не только история царей, но и история каждого индивида, его самосознание под образами и категориями царей и перво-предков. «Сы шу» как часть конфуцианского канона сложилась в эпоху Сун (960-1279) после резюмирующего комментария Чжу Си (1130-1200) на «Четверокнижие». Чжу присоединяет к «Лунь юй» трактат последователя Конфуция Мэн цзы (ок. 372-289 гг. до н.э.) и главы «Да сюэ» и «Чжун юн» из памятника «Ли цзи», входящего в «У цзин». Этим он достраивает философский корпус до девятипольной конструкции архетипа у чан / у син Дао; он структурно и содержательно вводит «Лунь юй» в ка­нон.

Трактат «Мэн-цзы» написан после Конфуция и отражает внутреннюю преем­ственность конфуцианства, которое продлевает себя в учениях своих последовате­лей вплоть до целостного оформления в учении Дун Чжуншу (190 или 179-120 или 104 гг. до н.э.). «Мэн-цзы» служит точкой отсчета перспективы философской судь­бы конфуцианства, способствует определению историко-философского места «Лунь юй» на общей хронологической оси развития философии конфуцианского Дао. Ставит акцент на сущности человеческой природы (син), выявляемой через духов­ный архетип (сы Дэ), что только намечал Конфуций, и что было продолжено Мэн-цзы. Это ключевая проблема конфуцианства в воспитании нового человека.

В «Лунь юй» запечатлены первые теоретические шаги гармонизации Подне­бесной. Как философский памятник он характеризуется тем, что, во-первых, в нем фигурирует философский субъект- Конфуций, персонифицирующий конфуцианское направление, или школу ученых (жу цзя). Имя Конфуция надстраивается над ано­нимными совершенно мудрыми людьми древности, объединенными в союзы муд­рецов-философов, и символизирует начало личностного философского творчества.

Во-вторых, Конфуций выдвигает в «Лунь юй» идеал конфуцианского субъекта - благородного мужа или сына правителя (цзюньцзы), который одновременно и фи-лосов-гражданин космоса, и чиновник - член госаппарата, и духовный наставник, и вождь народа.

В-третьих, именно благородный муж генерирует духовное Дао из семейно-клановых отношений. Вход Дао человека через самосовершенствование, в процессе которого он приобретает подлинную человеческую сущность.