Смекни!
smekni.com

Становление древнекитайской философии (стр. 1 из 4)

Содержание:

1.Становление древнекитайской философии. Культура Дао……………………2

2. Философия даосизма…………………………………………………………….5

3. Философия конфуцианства…………………………………………………….15

Список использованных источников


1. Становление древнекитайской философии

В середине второго тысячелетия до нашей эры Китай вступил в кровавую и мрачную эпоху своей истории, о характере которой красноречиво говорит уже само ее название - эпоха Борющихся Царств (Чжань-го). Сохранявшееся до середины 5 в. до н. э. Относительное равновесие разнородных политических сил и интересов удельных правителей царства Чжоу (с 11 в. до н. э.) рухнуло после того, как мощное княжество Цзинь распалось на три владения - княжества Чжао, Вей и Хань.

И вот в сумерках кровавой эпохи Чжань-го расцвела классическая китайская философия, распустилось множество цветов, и разогрелась борьба «ста школ». Пер­вым оформилось конфуцианство, младенческие дни которого прошли еще до начала периода Борющихся Царств. Потом появились монеты, учившие о всеобщей любви и мире, легисты, ратующие за всевластие государя, опирающие на незыблемость драконовских законов, натурфилософы, проповедующие доктрину положительных и отрицательных сил (инь-ян) и пяти первоэлементов, и другие школы.

Древнекитайские мудрецы культуру Дао ее генезис и устройство представляли себе следующим образом.

Дао рождается во вселенской пустоте, в которой растворена телесная триеди­ная - духовная - идеальная сущность и разлиты в развоплощенном виде теоморф-ная (Первопредок - Бог), зооморфная (природная Вещь) и антропоморфная (Чело­век) ипостаси Дао. Пустота имеет дискретно-континуальные характеристики. Она несет бинарную положительно-отрицательную энергетическую напряженность (натяженность) ян (+) и инь (-). В дискретности «нитевые» векторы напряженности инь и ян направлены перпендикулярно и членят пустоту на бесконечное множество точек. В континуальности векторы накладываются и образуют поле. В беспредель­ном объеме пустоты в любой и каждой ее точке и в протяженности сплошь и везде рождается Дао.

Под воздействием собственной напряженности пустота сворачивается в ян-скую сферу с вписанным в нее иньским кубом, сфера подвижна, куб неподвижен. Динамика сферы и статика куба передаются вовнутрь полученного энергетическо­го объема, где образуется статико-динамическая горизонтально-вертикальная силовая конструкция: пять силовых полей (далее называются элементами) распола­гаются по горизонтали в виде «пяти-частного креста», и пять силовых полей рас­полагаются по вертикали с прохождением сквозь центр горизонтального построе­ния. Элементы горизонтали и вертикали соотносятся как зеркальные аналоги (в че­ловеческом, божественном и вещном обличье как разнополые близнецы). В про­цессе своего движения и остановок по горизонтали и вертикали пять пар элемен­тов-близнецов сопрягаются в центре и всякий раз образуют новый средний эле­мент. Если энергию ян принять за мужское начало, инь за женское, то средний элемент будет детским началом - цзы. Так складывается генетическая и диалекти­ческая триада Дао-инь-цзы-ян, которая дважды укладывается в янской вертикали и дважды в иньской горизонтали (в вертикали верхний и нижний элементы вместе с центральным и ближайшие к центральному элементы вместе с центральным). Это пятичастно-пятичастное построение называется двойным именем у чан/ у син, что означает «пять постоянств пять движений». Мы принимаем его в качестве струк­турно-функционального архетипа Дао.

Энергетические импульсы инь и ян описывают в архетипе Дао различные тра­ектории: в иньской горизонтали они движутся по кругу, в янской вертикали - по замкнутой линии в виде восьмерки. Сопрягаясь в центре, они сплетают спираль Дао. Слияние элементов инь и ян в элемент цзы в центре происходит при опреде­ленных условиях. Архетип Дао действует как сепаратор. Он сбивает своей спира­лью пустоту-энергию сфероидно-кубического объема Дао; в высшей степени воз­гонки она вспыхивает плазменным свечением, затем остывает, и в центре остается сплавленный из инь и ян ребенок Дао - цзы. Это вечно вьющийся корень сущест­вования или корень жизни (цунь). Через него Дао из «пустого» небытия переходит в «полное» бытие.

Корень жизни изоморфно повторяет устройство функции архетипа Дао. В ста­тике он представляет собой перекрещивание огненной вертикали и водной гори­зонтали, в динамике водное кольцо сопрягается с огненным столбом и свивает спираль (в художественном воплощении корень жизни выражается в образе горы и реки). Взаимодействуя, огонь и вода корня жизни порождают тео-зооантропоморфные существа, ини состоят из телесной, духовной и идеальной сущ­ностей. Это тот мир, который современный человек называет миром фантазии и мифологии древнего человека. На самом же деле это мир естества (цзы жань), мир человеческих, природных и божественных архетипов.

В целом культура Дао проходит три стадии органического формирования: стадию пустоты или небытия, переходную от небытия к бытию, или среднюю ста­дию эмбриона Дао, и стадию бытия. При таком изображении генезис Дао кажется линейным и протекающим стадиально в направлении от небытия к бытию Само же Дао не имеет пространственно-временного начала, у него есть вечный, вневре­менной акт рождения, но нет процесса рождения. Дао пульсирует в триединстве своих составляющих - эмбриона, небытия и бытия. Логически эмбрион первичнее своих противоположностей, генетически же они равноправны: Дао постоянно рож­дается в небытие, бытии и в эмбрионе, т. е. тождестве и нетождестве собственных противоположностей, и умирает. Сколько эмбрион Дао испускает из себя небытия и бытия и истощает себя, столько же он принимает в себя и регенерирует.

Именно такая культура Дао в своей органической целостности предлежит древнекитайским философским учениям. Она могла бы существовать вечно, одна­ко на каком-то из повторяющихся циклов претерпевает деформацию, что выража­ется в нарушении статико-динамического строя архетипа у чан/ у син. В историче­ском плане деформации культуры Дао характеризуется разрушением рода и насту­пления цивилизации с государственной формой правления общества.

Древнекитайская философия подразделяется на три направления: ицзинистика (учение «И цзин»), даосизм (дао цзя-школа Дао; дао цзяо - учение Дао) и конфуци­анского учения.

2. Философия даосизма

Первым из многих парадоксов истории даосизма стал тот факт, что эта нацио­нальная китайская религия предстала перед прожектором истории в облике фило­софской школы.

Даосская философия возникла позднее, чем считается: «Дао-Дэ цзин», важ­нейший из раннедаосских текстов, был написан не во времена Конфуция, а гораздо позднее, в 4 или, в начале 3 в. до н. э., следовательно, Даосизм - дитя эпохи Чжань-го.

Несколько слов о самом слове «даосизм» оно означает «Учение Пути». Надо сказать, что Путь (Дао) одна из важнейших категорий китайской культуры вообще, а не только даосизма.

Говоря о китайской культуре, мы рассматриваем ее как некий монолит, нечто единое и цельное. Однако это совершенно не верно применительно к китайской древности. В условиях существования на территории государства Чжоу многих от­дельных враждующих между собой царств его культура также являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позд­нее сплавленных в великом общекитайском синтезе эпохи империи Хань (206 до н. э.- 220 н.э.).

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмысле­нию архаических основ цивилизации, то на юге (огромное царство, Чу, в бассейне реки Янцзы) господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экс-татичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной тра­диции. Тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональ­ность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной - не смог бы сказать о себе языком великой куль­туры и книжной образованности.

В начале 70-х гг. нашего столетия благодаря трудам китайских археологов наука получила новый и чрезвычайно богатый материал. Это произошло в результа­те раскопок в местечке Мавандуй близ города Чанша, столицы провинции Хунань. Среди мавандуйских текстов оказалось достаточно много содержащих ценную ин­формацию о самой сердцевине даосской религиозной доктрины - учении о продле­нии жизни и приобретении бессмертия.

Эти трактаты посвящены вопросам медицины и диетологии в связи с сексоло­гической, или, точнее, эротологической проблемой. Прежде всего, это разнообраз­ные методы сексуальной практики - «искусства внутренних покоев» (фан чжун чжи шу), дыхательные упражнения «регуляции пневмы» (син ци), гимнастические уп­ражнения дао инь и некоторые приемы концентрации сознания и созерцания, что мавандуйским трактатам уже предшествовала многовековая практика овладения ис­кусством «пестования жизни». Попутно в гимнастике дао инь специально посвяще­ны некоторые из мавандуйских шелков, а именно «Схема гимнастики» («Дао инь ту»), представляющая собой рисунки различных гимнастических поз. Датировки текстов 4-3 вв. до н. э., содержат ясное указание на существование в предымперский (эпоха Чжань-го) период вполне разработанной концепции бессмертия, обретаемого в процессе практики пестования жизни, а также бессмертных (сяней). На излете эпохи Чжань-го были люди, искавшие способы обретения бессмертия (бу сы чжи фа) и верившие в «снадобья бессмертия» (бу сы чжи яо).

Прослеживается также связь между даосскими медицинскими и гигиениче­скими (или диетологическими) предписаниями и даосской теорией обретения дол­голетия и даже бессмертия через становление сянем, бессмертным гением. Даосизм генетически восходит к шаманистическими верованиям и формам практики юга Ки­тая (бассейна Янцзы), однако между этими верованиями и даосизмом существует принципиальная разница: то, что в древности не требовало никакого осмысления и концептуализации, теперь приобрело форму теоретически осмысленной доктрины.