Смекни!
smekni.com

Философия 10 (стр. 4 из 10)

2.духовное поучение исходящее от Бога Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.2. Натурфилософия Ренессанса. ДЖОРДАНО БРУНО Основной призыв его философии:борьба за добро.Осн задача чел-преодоле-ние страха. Мерило нравственности -поступки чел.Чел должен стремиться к бесконечности. Кузанский Гл смысл его уч-я – обоснов-е пантеизма. 1)гл способ позна-я сравнение(но его невозм прим-ть к познан Бога или прир) 2)Их позн-е возможно только ч/з символы выявляющ-е всеобщ х-ки бож-ого и прир-ого 3)=> всякая вещь есть символ выр-я бога а Б вкюч в себя все вещи 4)отнош-е бога и мира: Б абс max вкюч-й в себя все сущее, Б абс min он прояв сибя в кажд вещи, в Б совпадают абс min и абс max. Вывод: всё во всём т.е Б прониз-т собой всё сущее => всё божес-но и достойно; т.к.чел подобие Б то он связ-т в своём сознании всё сущее явл-сь центром вселенной.

7. проблема универсалий в средневек. Ф-фии

УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий), общие понятия. Онтологический статус универсалии — одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

(в тетради)

8. проблема метода в ф-фии нового времени – Декарт

Декарт (развитие материализма) - дуалист, математик, физик. Признавал существование 2-х субстанций: материи, обладающей атрибутами протяженности, и духа, атрибутом которого является мышление. Материя - бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия. Критиковал схоластику и теологию с позиции рационализма. Эта концепция содержит два элемента: 1) представление о разуме (логическом мышлении) как о высшем способе постижения истины. Идея всемогущества, непогрешимости разума. Центральное место - сомнения. 2) Источником рационального познания мира являются врожденные идеи. Декарт открыл важнейший метод научного мышления - индуктивный. Учение Декарта о материи/телесной субстанции - отождествляет материю с протяжением. Общая причина движения - бог, он сотворил материю и вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и тоже количество движения и покоя. В человеке связаны бездушный телесный механизм с мыслящей душой. Сущность души в мышлении. Субстанция - вещь которая не нуждается для своего существования ни в чём кроме самой себя, следовательно субстанцией является бог. Мир делится на духовные и материальные субстанции. Духовные субстанции неделимы. Основные атрибуты - мышление и протяжение. Главным атрибутом материальной субстанции является протяжение. Материальную субстанцию Декарт отождествляет с природой. Концепция врождённых идей: человек рождается с относительно сформированным сознанием. Общие подходы к постижению мира: 1) истинное знание должно представляться в ясной форме 2) нельзя(необходимо) разложить вещь на составляющие элементы 3) знание достигается от простого к сложному 4) при изучении вещи нельзя(необходимо) учесть все ее связи Вселенная заполнена материей. Формой её существования является движение(неуничтожимо и несотворимо). Лейбниц: продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Мир состоит из мельчайших элементов - монад - духовных элементов бытия, которые обладают самостоятельностью, непрерывно изменяются. Бог возвышается над миром, создает монады, которые не могут распасться на более простые. Монада - простая и непротяженная, обладает внутренней энергией (монада - ничто) - живой нуль -живое духовное начало. В основе любой вещи лежит совокупность монад, которые синхронно действуют и взаимодействуют между собой. Отвергал представление о времени и пространстве, как о самостоятельных началах, существующих независимо от материи. Он рассматривал пространство как порядок взаимного (расположения) тел, которые существуют вне друг друга. Ввел некоторые обозначения которыми пользуются и сейчас, dx. Все доступные человеку знания Лейбниц делит на 2 вида: 1) истины разума (знания, полученные с помощью разума без практики и опыта) 2) истины факта (знания, полученные из наблюдений и опыта). Для высшей монады, обладающей абсолютным знанием, истины факта не существует, все ее знания представлены в форме истин разума.

Декарт Считает основой познания- логику. Ставит проблему нового метода научного исследования. Выдвигает четыре принципа: считать истиной лишь то, что с очевидностью считается таковым; каждое затруднение в процессе познания надо разделять на столько частей, сколько возможно, и разрешить его; мыслить по порядку, начиная с легкого и простого; составить такие полные перечни и обзоры, что быббыть уверенным, что ты ничего не забыл. Не вызывает сомнения факт - я сомневаюсь. Сомнение- деятельность мысли. Я сомневаюсь, я мыслю, я существую. Проблема причины - все имеет свои причины. Существует объективный мир (субстанция). Кроме субстанции выделяются модусы и атрибуты - необходимые свойства субстанции; модусы- случайные свойства субстанции. Метод познания - дедукцияю. Декарт - дуалист материальные и духовные начала независимы в мире, эти две субстанции соединеы в людях. Считает, что есть врожденные божественные идеи. Работы: Начала философии.

9. проблема метода в ф-фии нового времени – Бэкон

Бэкон - выступил против схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум. Соответственно этому главными науками должны быть история, поэзия, философия. Высшая задача познания и всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание- сила. Но только знание, которое истинно. Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной совместимости вещей. Материя обладает движением - внутренней активной силой (напряжение материи). 19 видов движения. Движение и покой - равноправные свойства материи. Бэкон разработал принцип эмпиризма (в max степени опирается на разум при анализе фактов); опытно-индуктивный метод - постепенное образование понятий путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от единичного к всеобщему) Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума от заблуждений (4 вида). Идолы рода - ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Идолы пещеры - ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Идолы площади - ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Идолы театра - ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина - дочь времени, а не авторитета. Жизнь и творчество

Происходил из семьи «новых дворян», в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет; в 23 года он уже был членом палаты общин английского парламента, где выступал противником королевы Елизаветы I по ряду вопросов. В 1597 опубликованы «Опыты, или наставления нравственные и политические», представляющие собой высокохудожественные эссе на различные темы — от морально-бытовых до политических. В 1605 была опубликована на английском языке работа «О достоинстве и приумножении наук», представляющая собой первую часть грандиозного плана Бэкона — «Великого восстановления наук», предполагавшего 6 этапов. При короле Якове I, вступившем на престол в 1603, начинается политическое возвышение Бэкона: в 1612 он — генеральный прокурор, в 1617 — лорд-хранитель печати, в 1618 — лорд-канцлер. В 1620 Бэкон публикует одно из лучших своих произведений — «Новый Органон». В 1621 был обвинен во взяточничестве и на несколько дней заключен в тюрьму; несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись после проведенного опыта.

Бэкон был увлечен широкими проектами преобразования науки. По словам его личного врача, знаменитого У. Гарвея, «он философствовал как лорд-канцлер»; в социальной утопии «Новая Атлантида» ему удалось предвосхитить план создания в 60-е годы 17 в. Лондонского Королевского общества. Бэкон первым приблизился к пониманию науки как социального института. Он разделял теорию двойственной истины, разграничивающую функции науки и религии; его позиция по отношению к религии близка деизму. Крылатые высказывания Бэкона о науке и ее роли неоднократно избирались знаменитыми философами и учеными в качестве эпиграфов для своих произведений.