2.предмет ф-фии и ее роль в жизни общ-ва
Ф. - особая система знаний предназнач для решения целого ряда взаимосвяз-х проблем, возник-х и в естественно научном исследов-ии и в историч познании, и в повседневной произво-дст-ой и политич деятель-ти. Осн черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соотв-щей опред-му уровню развития науки, культуры и историч опыта; 2) обоснование, опра-вдание и анализ мировоз-я; 3) разработка общей методологии познания и деятель-ти Ч в окружающ мире. Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабат-ет собственные понятия, к-рые примен-ся в строго опред-ой области для более или менее огранич-ого круга явлений. Осн ф-ции:1)Мировоз-ая-связана с осознанием мира как объекта практич интересов, целей и действий субъекта, формиров-ем основ жизн позиций убеждений и идеалов. Ф-ядро мир-я.2)Методолог-ая устанав-ет принципы и нормы, выявляет эффек-ть способов познания мира 3)Гумманис-ая ориентирует личность на истину добро красоту Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается спец вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в сво-ей области. Такие понятия явл предельно широкими, всеобщими и универ-ми. Они отра-жают всеобщие связи, взаимод-ия и условия сущ-я любых вещей и назыв-ся категориями.
Ф (с греческ. "любовь к мудрости") - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Пифагор назвал себя Философом. По Пифагору Фов – ч-к, который жаждет истины, а мудрость – тот удел знаний, который доступен только избранным. Другая точка зрения – мудрость не многознание, не только знание, но и жизнедеятельность в соотв. с этими знаниями. Древние греки: предмет Ф. – природа. Первая Ф. – натурфилософия. 3 точки зрения на предмет Ф: 1) Религиозная Ф. и Ирреалистич Ф. Пытались оторвать Ф. от науки и противопоставить их. 2) Позитивизм (Конт, Спенсер, Милль) – как реакция на натурфилософию. Любая наука – сама себе Ф. Ф. не изучает мир, должна анализировать знания, которые получает от естествознания. Предмет Ф. растворяется в предмете естествознания. 3) Марксизм. Ф. – наука о мире в целом. Ф. изучает общие законы природы, общ-ва и мышления. Ф. изучает всеобщие законы мира, всеобщие принципы познания, преобразования. Осн. Ф- проблемы (структура): 1. онтология (учение о бытие). 2. гносеология (теория познания). 3. методология (Ф.-проблемы развития науки). 4. социология (соц. проблемы). 5. этика (учение о морали). 6. эстетика (учение о прекрасном). 7. антропология (учение о человеке). 8.аксиология (уч. о ценностях). 9. диалектика (учение о развитии). 10. метафизика (уч. о действительности, уч. о смысле жизни). Функции Ф.: главная функция – мировоззренческая. Ф. марксизма выполняет идеологическую функцию. 1) Гносеологическая, 2) Методологическая. 3) Эвристическая (прогнозирование). 4) Критическая (Маркс – революционно – преобразующая).Ни одна из наук, кроме Ф., не занимается спец вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия явл предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями
1.проблема определения ф-фии. Стр-ра ф-фского знания
Это вопрос об отношении сознания к материи. 3 основных уровня ОВФ: 1. существует 2 стороны: 1) выступает вопрос (об отношении сознания к материи) о том что является первичным: материя/сознание, следовательно, что выступает в качестве вторичного, производного. Быть первичным - это быть первым, предшествовать другому, быть основой для существования другого, отражаться в другом, быть содержанием. Существует формулировка о первичности/вторичности - что лежит в основе мира: материя или сознание. Существует 2 подхода к решению вопроса первичности/вторичности: - монистический кладет в основу мира одно из двух (сознание или материю); - дуалистический - отказ от решения вопроса; кладет в основу оба начала - материю и сознание. Важным является деление на 2 философские концепции: материализм и идеализм. Материализм -течение философии, где за первичное принимается материя, за вторичное - сознание, которое производно от материи. Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений. Идеализм: в основе понимания мира - духовное начало. За первичное принимается сознание. Идеализм делится на две формы: субъективный и объективный. Субъективный идеализм - такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание). Беркли - вещи есть комплексы ощущений (ощущения - отражение внешних простейших свойств предмета). Существовать - значит быть воспринимаемым. Восприятие - отражение предметов в целом в голове воздействующее на наши органы чувств. Нет восприятия - нет и предмета. Объективный идеализм: за первичное принимается сознание, существующее независимо от материального мира и человека. Сознание - идеальное ощущение действительности. 2 -я сторона ОВФ - о познаваемости мира (вопрос о том как относятся наши мысли об окружающем мире к самому миру; можем ли мы в сознании отразить этот мир правильно, точно, адекватно) . Гегель: мир познаваем. Агностики - мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с помощью знания полностью познать мир на уровне сущности. Юм: нашему уму ничего не может быть доступно, кроме образа восприятия, он не в состоянии провести опыт между соотношением восприятия и объекта. Человек познает окружающую среду через ощущения, восприятия могут быть вызваны атомами, богом. Т.к. мы имеем дело с восприятиями, познать сущность мира нельзя. Кант: вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание с одной стороны воспринимает эти воздействия, с другой - совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания). В сознании возникают феномены - вещи для нас и ноумены - вещи в себе. Между ними пропасть - бесконечность, т.е. мир непознаваем но знание возможно. 3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.
3. мировоззрение. Исторические типы мировоззрения
М.- совокуп идей, чуств, эмоций охват-х общее отнош-е Ч. к миру.-познават-й пласт; эмоцион-й; поведенческий Основ вопр-ы: чтотакое мир;по каким з-нам он развив-ся; в чем смысл жизни; что такое добро и зло. Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общ-во в целом.М-ие это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отраж-т и раскрывают практич и теоретич-ое отнош-е Ч к миру. В это понятие входят жизн позиции Ч, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительност(оптимизм, пессмизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В м-ии выделяют уровни: чувственно-эмоциональн. (обыденное)и теоретич. Чувств.-эмоц.М- это цельное осознание действительности в виде ощущ-й, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллек-й аспект М-я (действительность ч/з призму з-нов). Струк-ра:1)миропоним-е(интелл-ая часть м-я, основ-но на данных фундам-х наук) 2)мировоспр-е (осознан мира в виде образов и представ-й) 3)мироощущ-е (осоз-е мира на базе непосредств-х ощущ-й) Историч.формы м-я: миф- свящ-ое придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифол-я- самая первая форма осознания действит-ти, свя-занная с обрядами, ритуалами. Черты: коллек-й х-р, неразлич-е естеств и сверхъес-о, неразличение объекта и его образа, отсут-е субст-й: всё превращ-ся во всё, генетич-й способ объяс-я мира: ч/з рассказ о происхож-нии вещи. Пафос: рассказ о возник-нии порядка в мире. Виды миф мировоз: тотемизм- основан на вере в родство Ч с прир объектами, анимизм- вера в одушев-ть всего, фитишизм- наделение сверхъестест возможностя-ми предметов. Религия- это форма общ-го сознани-я, основана на вере в богов, (монотеизм, полите-изм). Отлич черты:жестко различ естест и сверхъе, не возможно противостояние Бога и Ч, имеет культурную сис-му. Черты: вера во всемогущ Б, в бессмерт души, в возмож-ть лич-ого спасения. Фил-я(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действит-ти, о 1-х началах бытия, учение о глубинной основе мира. Черты: исслед-е мира и Ч, рацион-й х-р, национ-й и личнос-й х-р знаний, плюралистич-ть, критич-й х-р знан-й, систематич-ть зна-й. Объект: мир как цел-е и Ч как родовое сущ-во. Предмет: всеобщее в сис-ме мир-Ч. Этот предмет конкретизир-ся в 3-х аспектах: 1 разделен ли мир на дух и мат-ю и что первично 2 каково напр движ-я мира 3 в чём сущн-ть Ч Аспекты: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (уче-ние о бытие). 3.методология (учение о развитии). 4.социология (соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика (уч.о смысле жизни). Ч всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общ-ая группа или класс имеют какое-либо представ-е о решениии этих вопр. Сумма всех таких реш-й и ответов образуют М., к-ая вырыж-ся посредст-вом категорий. Оно играет особую, очень важн роль во всей деят-ти людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей В центре ф-их проблем стоят вопр о М. Одной из основных ф-ий Ф.явл обоснование оправда-ние и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М. Исторические типы М.: Обуслов-ны той или иной историч-й эпохой тем или иным общ-м классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления. и в зависимости от того, совпа-дают ли интересы данного класса с объектив-ной тенденцией общ-ого развития, явл ли он носителем более прогрес-ого способа пр-ва или нет, его М. по своему содерж-ю может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистич-м, революц-ым или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противост феод-му было сначала прогрес-м, после придя власти ее М.станов-ся консерв-м реакционным.