Поразительны физиологические догадки и открытия Алкмеона: он установил, что орган душевных и мыслительных процессов - не сердце, как полагали до него, а мозг, установил различие между способностью к восприятиям и способностью к мышлению, принадлежащей только человеку, а также доказал, что ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединяющих органы чувств с мозгом.
Вообще в основе пифагорейской медицины лежали диетика, определявшая характер и дозировку пищи и учившая правильному чередованию работы и отдыха, гимнастика, которая поддерживала бодрость тела, и музыка, в целительную силу которой пифагорейцы твердо верили. Пифагорейцы чаще других употребляли мази, а лекарства применяли редко, в основном те, что предназначены для лечения нагноений, и уж почти совсем не прибегали к разрезанию и прижиганию. Главный результат пифагорейских изыскании в этой области - взгляд на здоровье как на гармонию всех элементов организма, наилучшее равновесие всех его сил и качеств - не только не отвергнут, но всячески поддерживается современной медициной [3].
Было в учении Пифагора и много мистического, туманного и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.
У пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс “пифагорского образа жизни”.
Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.
Многие весьма прохладно принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали и приписывали иностранное влияние.
"Мы живем в мире вибраций, и каждое существо, появляющееся на свет, имеет свою индивидуальную вибрацию, отличающуюся от всех остальных". Существует девять основных уровней вибрации - девять нот, издаваемых инструментом, - которым приписаны цифры от 1 до 9. Каждая струна инструмента представляет человека, место или какой-нибудь предмет. Каждая вибрирует со своей собственной частотой, издавая свой слабый звук, присоединяющийся к звукам других струн, сумма которых создает одну общую ноту, которой в данный конкретный момент звучит Вселенная. Имя человека отражает свойственную ему "ноту", так как имя хранит в себе суть человеческого существа. Но, кроме этого, человек находится под сильным влиянием числа своего рождения, так как общая тональность вибрации Вселенной неизбежно накладывает отпечаток на его судьбу и характер. Эта картина мирозданья восходит еще к Пифагору и к открытию соотношений между музыкальными интервалами.
Вероятно, именно Пифагор открыл, что известные к его времени музыкальные интервалы - октава, квинта и кварта - могут быть выражены соотношением между числами 1, 2, 3 и 4. Высота звука будет зависеть от длины вызывающей его струны. "Возьми струну и издай звук. Затем увеличь длину струны вдвое, и новая нота будет на октаву ниже предыдущей". Таким образом, октава может быть выражена как отношение 2:1. Соответственно, соотношение квинты 3:2, а кварты - 4:3.
Раннегреческие философы были озабочены поисками какого-либо принципа, упорядочивающего Вселенную. Открытие музыкальных интервалов навело пифагорейцев на мысль, что этот упорядочивающий принцип может быть математическим. Если соотношение нот в музыкальном звукоряде можно выразить в числовых терминах, тогда почему бы все необычные и, казалось бы, разрозненные явления Вселенной не свести к ним же. Согласно Аристотелю, пифагорейцы придерживались именно такого взгляда на мирозданье: "Такой-то набор цифр является справедливостью, другой - душой и рассудком, третий - возможностью, и соответственно все остальное тоже может быть выражено в числах".
Отталкиваясь от этого, Никомах, пифагореец I века н. э., объяснял, что в основе мирозданья лежит числовая схема. "Все, что систематически создано природой во Вселенной, и в частях своих, и в целом, определено и упорядочено в соответствии с числом по замыслу создателя всего сущего; ибо замысел был отражен в предварительной схеме под влиянием числа, задуманного Богом-творцом, числа еще умозрительного и нематериального, но в то же время отражающего суть и смысл. В соответствии с ним, с этим художественным планом, должно было быть создано все - вещи, время, движение, небеса, звезды и все виды преобразований". Теория о том, что все явления Вселенной связаны между собой одним общим замыслом или рисунком - одно из фундаментальных утверждений магии. А уверенность в том, что замысел этот является числовым - основа нумерологии. Стоит добавить к этому убеждение, что название вещи таит в себе ее суть, а также метод перевода названий в числа, и основной принцип нумерологии, как ключа к тайнам Вселенной, предстает в своем завершенном виде.
Первые четыре целых числа, определяющих музыкальные интервалы, составляют в сумме 10 (1+2+3+4=10). Согласно пифагорейской теории, числа первой десятки являются главными. При дальнейшем счете используются те же основные числа. (Это было очевидно еще первобытным народам, которые считали на пальцах.) То, что 10 получается в результате сложения 1+2+3+4 приводит к выводу, что эти четыре цифры являются основой всех остальных и, следовательно, лежат в основе организации Вселенной.
Это подтверждается и тем, что все материальные объекты определяются теми же четырьмя числами: 1 обозначает точку, которая теоретически не имеет параметров; 2 - прямую (соединяющую две точки), которая имеет длину, но не имеет ширины; 3 - треугольник (соединяющий три точки), который имеет и длину и ширину, но не обладает толщиной. Когда над треугольником добавляется четвертая точка и все четыре точки соединяются, получается простейшая фигура - тетраэдр.
X
XX
XXX
XXXX
Пифагорейцы так же, как и другие греческие мыслители, обращали внимание на существование во Вселенной пар противоположностей и считали, что они являются важным фактором в ее устройстве. Это убеждение в своем первозданном виде было воспринято современными нумерологами. Основные свойства, которые нумерологи приписывают различным числам:
1 - активный, целеустремленный, властный, ленный, властный, черствый, руководящий, инициативный.
2 - пассивный, восприимчивый, слабый, сочувствующий, подчиненный.
3 - яркий, веселый, артистичный, удачливый, легко добивающийся успеха.
4 - трудолюбивый, скучный, безынициативный, несчастный; тяжелый труд и поражение.
5 - подвижный, предприимчивый, нервный, неуверенный, сексуальный.
6 - простой, спокойный, домашний, устроенный; материнская любовь.
7 - уход от мира; мистика, тайны.
8 - мирская жизнь; материальная удача или поражение.
9 - интеллектуальное и духовное совершенство.
Очевидно, что нечетные числа обладают гораздо более интересными и яркими свойствами. Рядом с энергией "1", блеском и удачливостью "З", авантюрной подвижностью и многогранностью "5", мудростью "7" и совершенством "9", четные числа выглядят просто жалко [4].
Это разделение свойств также получено нами в наследство от греков. Пифагорейцы насчитывали десять основных пар противоположностей, существующих во Вселенной. Среди этих пар были следующие: четное - нечетное, один - много, правое - левое, мужское - женское, добро - зло. Один, правое, мужское и доброе ассоциировалось с нечетными числами; много, левое, женское и злое - с четными.
Пользуясь вежливым языком Плутарха, нечетные числа обладают "производящей серединой", в то время как в любом четном числе есть "воспринимающее отверстие, как бы лакуна внутри себя". Мужские свойства фаллических нечетных чисел вытекают из того факта, что они "сильнее" четных. Если четное число расщепить пополам, то, кроме пустоты, посередине ничего не останется. Нечетное число разбить не так просто, потому что посередине остается точка. Если же соединить вместе четное и нечетное числа, то победит нечетное, так как результат всегда будет Нечетным. Именно поэтому нечетные числа обладают мужскими свойствами, властными и резкими, а четные - женскими, пассивными и воспринимающими. Принципы нумерологии вырабатывались в древнюю и средневековую эпохи, когда мужчина властвовал, а женщина находилась в подчиненном положении. В результате нечетные числа захватили монополию как энергичные, созидательные и привлекательные силы.
Другим следствием эпох, провозглашавших власть мужчин, является то, что мужчины ассоциируются с добром, а женщины со злом. Пифагорейцы утверждали, что женские четные числа отражают зло, потому что легко могут быть расщеплены в ничто, в пустое пространство, в первобытный хаос, из которого создавался мир. В XII веке библейский комментатор Хью из церкви Святого Виктора, отражая распространенный взгляд эпохи средневековья, писал, что четные числа, выражают вещи по своей природе полые, ничего не стоящие сами по себе, тленные и проходящие, вещи этого мира. Работы двух современных американских оккультистов X. А. и Ф. X. Куртасов перекликаются с этой теорией на основании тех же самых причин. "Нечетные числа священны, потому что, когда мы пытаемся разделить их на равные части, они оставляют монаду или "1" - Бога, непоколебимо стоящего между частями... таким образом, они выражают Верховное Божество в окружении его творений". (Ф. Хомер Куртис - основатель ордена Христианских мистиков или ордена Пятнадцати, а также Товарищества Мудрой Религии.)