1. Диалектика и метафизика-две концепции развития.
Исследование закономерностей развития, построение теории развития
осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика
есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в
онтологическом, так и в теоретико-категориальном его измерениях и
выступающая в историко-философском контексте теории и метода
творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет
свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий
категориальный строй.
Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает
«искусство вести беседу», а его первое употребление в философском смысле
обычно приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обна-
ружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ
ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям по-
нятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: «Того,
кто умеет ставить вопросы и давать ответы, - говорил он, - мы называем
диалектиком». Условием же такого умения считался метод правильного со-
единения и разъединения понятий, относящихся к предмету изучения. Таким
образом, слово «диалектика» употреблялось в эпоху Сократа и Платона как
более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время еще от-
сутствовало) и означало искусство доказательства и опровержения, умение
отличать истинное от ложного в суждениях, которые высказываются во время
беседы.
Таким образом, в античной мысли диалектика трактовалась, главным
образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного
знания.
Средневековая философия наследует от античности понимание диалек-
тики: в ней последняя понимается или как логика вообще, или как искусство
различения истины и лжи, или же как искусство вести дискуссию. Нетрудно
заметить, что все эти значения во многом пересекаются и свидетельствуют о
сохранении традиции употребления понятия «диалектика» как способа ра-
ционального, логического мышления.
В новоевропейской философской мысли диалектика наполняется новы-
ми смыслами, из которых отметим лишь два ведущих, связанных с немецкой
классикой и марксистским учением. Так, Гегель по существу впервые тракту-
ет диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях
развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ори-
ентации прежней метафизики – последняя занималась поиском вечных, не-
изменных принципов и первоначал всей реальности и в этом смысле «игно-
рировала», по словам Гегеля, древнюю диалектику. Подобное противопос-
тавление диалектики и метафизики было подхвачено и усилено К.Марксом и
Ф.Энгельсом, которые стали рассматривать диалектику как антипод метафи-
зики: если для метафизического мышления «вещи и понятия суть отдельные,
неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие иссле-
дованию один независимо от другого», то диалектика «берет вещи и их умст-
венные отражения в их взаимной связи, в их движении, в их возникновении
и исчезновении». Отметим при этом, что и у Гегеля, и у Маркса и Энгельса
диалектика выполняет функции не только метода познания, но и всеобщей
теории бытия: более того, в марксистской философии она понимается как
наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого
общества и мышления».
Сегодня диалектика - это философское учение о развивающемся бытии
и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Основными принципами диалектики являются принципы развития и взаимо-
связи, которые составляют фундамент философской теории диалектики. Они
говорят о том, что любое явление в мире подвержено качественным измене-
ниям (развитию) и находится в определенной зависимости от других явлений
(т. е. связано с ними), влияя, в свою очередь, на них. Эти базисные диалек-
тические идеи наполняются более конкретным содержанием в системе зако-
нов диалектики – основных и неосновных.
2.Европейская философия 17 века (Ф.Бэкон,Р.декарт,Дж.Локк)
Европейскую философию XVII века условно принято называть философией нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, в Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период расцвета абсолютизма, а Италия вследствеие победы контрреформации оказывается надолго отброшенной с переднего края общественного развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические формы. Расхождение между силой власти, права и денег приводит к тому, что сами жизненные условия для человека становятся случайными.
Происходит "расслоение" человека на частного и родового, на эмпирического и абстрактно-всеобщего индивида. Мировоззрение человека окончательно потеряло былую цельность и непротиворечивость, но зато приобрело глубину, сумев осознать противоречивость бытия, мироздания и самой жизни. Формируется новый тип сознания, для которого бытие открыто для всевозможных изменений, превращений, столкновений. Это сознание противоречиво в самом себе и одновременно направлено на такую же противоречивую реальность. Не случайно то, что именно в это время получает широкое распространение жанровая форма романа, позволяющая эпически воспроизвести в художественных формах весь динамизм социальной жизни. Не случайно также и то, что широкое распространение в это время получает драматическое искусство.
Философское сознание XVII века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но - противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального и эмоционального, общественного и индивидуально-личностного. Мир воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда - неизбежность размышлений не только о путях познания этого мира, но и о собственных познавательных возможностях. Поэтому философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антиномий.
Принципиальная новизна философии нового времени заключается в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, "природа" человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию XVII века и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности.
Полюсами, создавшими в Европе пространство для ищущей мысли, были два научных сообщества. Первое - Лондонское Королевское общество (оформилось к началу 60-х гг. XVII в.), девизом которого было весьма красноречивое: "Ничего со слов!", т.е. - ничего "на веру" и никакой ориентации на авторитеты и умозрения, но только - на опытно-экспериментальные исследования, на эмпирику. На почве этого сообщества и при его поддержке развивался эмпирико-сенсуалистский материализм Бэкона, Гоббса, Локка. Почти одновременно с Лондонским обществом кардиналом Ришелье была создана Французская Академия, на базе которой было открыто множество других (естественнонаучная, живописи и скульптуры, архитектуры и др.) академий.
3.Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме.
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.
Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т.к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Отчасти позитивизм заключается в антифилософской реакции против рационализма, идеализма, спиритуализма и обращается в тоже время к материализму. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма представляет собой в этом смысле интереснейший парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку» и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с действительным содержанием развивающейся научной теории.