НОУ «ИНСТИТУТ «ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА-КАЛИНИНГРАД»
ФИЛОСОФИЯ
Контрольная работа
Тема: «Философия эпохи Возрождения.»
Руководитель Темнюк Николай Александрович
Работу выполнил
Студент группы «10-ЗЭ-13»
Стяглов
Дмитрий Васильевич
Сдал на проверку «___»______________2011г.
Допущен к защите «___»______________2011г.
Подпись______________________
На доработку «___»______________2011г.
Подпись______________________
После доработки«___»______________2011г.
Оценка за работу__________ «___»____________2011г.
Работа зачтена с оценкой_________________________
Дата защиты «___» _______________2011г.
2011 Год
Оглавление
1.Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.4
1.1.Проблема индивидуальности. 4
2.Особенности натурфилософии Возрождения.14
3.Диалектические учения и их особенности.18
3.2.Диалектика по Якобу Бёме. 21
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в ХV—ХVII вв., которые объединили антицерковную и антисхоластическую направленности, устремленность к человеку, веру в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Основные направления:
а) гуманизм как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвавшее переворот в культуре и мировоззрении. Его представители — Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валли и другие — в центре внимания ставили человека (антропоцентризм), воспевали его достоинство, величие и могущество;
б) натурфилософия (философия природы), видные представители — Н. Кузанский и Дж. Бруно. Н. Кузанский определил философию как ученое незнание и ввел понятие бесконечности, в частности, бесконечности Вселенной в пространстве. Согласно Н. Кузанскому, микрокосм (человек) и макрокосм (Вселенная) совпадают. Согласно Бруно, Вселенная бесконечна во времени и состоит из бесконечного множества обитаемых миров, населенных разумными существами. Главные отличительные особенности натурфилософии Возрождения — пантеизм (отождествление Бога и Природы) и неоплатонизм (идея единства в многообразии).
Другое важное направление — социальная философия. Основное внимание было сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Н. Макиавелли учил, что политика и нравственность несовместимы, поскольку главные средства достижения успеха в политике — это жестокость и обман. В эпоху Возрождения была написана книга Т. Мора «Утопия» и возник утопический социализм. Его наиболее яркий представитель Т. Компанелла в книге «Город Солнца» доказывал, что абсолютным злом является любая собственность, поэтому все должно быть общим — жилье и одежда, женщины и дети. Городом Солнца Компанеллы управляют, как у Платона, ученые, а самые тяжелые работы выполняют с помощью механизмов.
Отличается ли дух Ренессанса от средневековья? Несомненно, другим становится образ человека. С эпохи Возрождения, например, люди преисполнены пылким стремлением к славе. Эта жизненная установка, казалось бы, совершенно естественная, не была присуща человеку средневекового общества[1]. В названную эпоху в людях развилось осознание красоты природы, которого прежде просто не существовало[2]. Начиная с XVI в. обнаружилась неуемная страсть к труду, которой до того не было у свободного человека.
Процесс растущего обособления человека от первоначальных связей достиг наивысшего состояния именно в эпоху Ренессанса. "Ни об одной культуре вплоть до нового времени нельзя было сказать, что стержнем и основой ее развития был поиск индивидуальности, стремление уяснить и обосновать независимое достоинство особого индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни, то есть самоценность отличия. Получив первые импульсы в итальянском Возрождении, пройдя через череду сложных превращений в XVII веке, лишь в конце эпохи Просвещения эта идея вполне сформировалась и в прошлом столетии стала торить себе дорогу на европейской почве, понемногу утрачивая дерзкую непривычность[3].
Итак, история Европы и Америки с конца средних веков – это история полного обособления индивида. Этот процесс начался в Италии в эпоху Ренессанса и достиг своей наивысшей точки только сейчас. Потребовалось более четырехсот лет, чтобы разрушить мир средневековых ограничений. Во многих отношениях индивид вырос, развился умственно и эмоционально. Степень его участия в культурных достижениях приобрела неслыханные прежде масштабы. "Но в то же время диспропорция между свободой от каких-либо связей и ограниченными возможностями для позитивной реализации свободы и индивидуальности привела в Европе к паническому бегству от свободы в новые узы или по меньшей мере к позиции полного безразличия"[4].
Именно в эпоху Ренессанса проявилась двойственность свободы. С одной стороны, растущая независимость человека от внешних властей, а с другой – его растущая изолированность, а в результате и растущее чувство ничтожности и бессилия. Итогом прогрессирующего разрушения средневековой социальной структуры было возникновение индивида в современном смысле слова. Вот что писал по этому поводу Я. Буркхардт: "В Италии впервые это покрывало (из бессознательных верований и т.д. – П.Г.) отбрасывается прочь, впервые зарождается объективизм в отношении к государству и человеческим делам вообще, а рядом с этим возникает и быстро растет также и субъективизм как противовес, и человек, познав самого себя, приобретает индивидуальность и создает свой внутренний мир. Так некогда греки возвысились над варварами, а арабы, благодаря их более яркой индивидуальности, – над другими азиатскими племенами"[5].
Человек обнаруживает, что он и другие – это индивиды, отдельные существа. Он открывает, что природа – нечто отдельное от него и эта отдельность имеет два аспекта. Во-первых, нужно теоретически и практически ею овладеть, а во-вторых, можно наслаждаться ее красотой. Человек открывает мир и практически – обнаруживая новые континенты, развивает в себе тот дух, который позволил Данте сказать: "Моя страна – весь мир".
Действительно ли именно в эпоху Ренессанса началось возвышение личности? Кроме Я. Буркхарда так считали В. Дильтей и Э. Кассирер. Однако Й. Хейзинга оспаривал этот вывод. Он полагал, что Я. Буркхардт недооценил сходство жизненных условий широких масс в Италии и других странах во время позднего средневековья. Считая началом Возрождения примерно 1400 год, Буркхардт относит основную массу его иллюстративного материала примерно к XV и даже XVI веку.
По мнению Й.Хейзинги, Я.Буркхардт недооценил также христианский характер Возрождения и переоценил значение языческих элементов. Индивидуализм, по мнению нидерландского культуролога, является не главной тенденцией культуры Возрождения, а лишь одной из многих тенденций. Средние века не настолько были лишены индивидуализма, как это изображает Буркхардт. Поэтому противопоставление средних веков и Возрождения оказывается неверным. По мнению Хейзинги, Возрождение оставалось приверженным власти в той же степени, что и средние века, а средневековый мир был не так враждебен по отношению к мирским радостям. Возрождение, далее, не столь оптимистично. Наконец, как убежден Хейзинга, установки современного человека в смысле стремлений к личным достижениям и к развитию индивидуальности – в эпоху Возрождения существовали лишь в зачатом состоянии. Уже в XIII в. трубадуры воспевали благородство сердца и душевный аристократизм, а Возрождение не порвало со средневековой концепцией личной верности и службы вышестоящему в социальной иерархии.
Фактически аргументы Хейзинги сводятся к следующему. Буркхардт не прав, потому что часть явлений, относимых им к Возрождению, существовала в Западной и Центральной Европе уже в конце средних веков, а некоторые другие появились лишь после эпохи Возрождения. Еще раз укажем на тот факт, что направленность антропологической темы существенно меняется от изначального определения хронологически рамок исследования.
Само собой также понятно, что внутри одной эпохи можно видеть самые несовместимые явления. На это указывает А.Ф.Лосев: "Между прочим, необходимо сказать, что обычная путаница и неопределенность в исторической терминологии относительно Ренессанса зависят от того, что в анализах культуры и эстетики Ренессанса не учитывают тех его элементов, которые являются полной его самокритикой. Выставляют человеческий индивидуум как последнюю инстанцию эстетики Ренессанса. Но, например, в пантеизме Джордано Бруно индивидуум вовсе не играет первой роли, наоборот, проповедуется его растворение в общемировом пантеизме"[6].
Индивид Ренессанса был охвачен страстным эгоцентризмом. Но новая свобода принесла людям не только возросшее чувство силы, но и усилившуюся изоляцию, сомнения, скептицизм. Это противоречие обнаруживается в работах гуманистов того времени. Они подчеркивают человеческое достоинство, индивидуальность и силу, но в их философии обнаруживается также неуверенность и отчаяние.