11. Предмет философии. Платон: Философия—это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир. Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории философии по Платону: мудрость и разумность. Разумность—действие со знанием дела. Философия имеет свою точность, меру, доказательн. Аристотель: философия—мышление о мышлении (абстрактное и научное). Гегель: философия—целая эпоха, но схваченная в мысли. Философия имеет основной вопрос отношения к бытию. Философия от греческого «любовь к мудрости». С истор. точки зрения, философ. – не первичная, простейшая форма сознания. Её появление - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры делается в ней предметом мировоззр. осмысления. Общая схема областей философского изученния состоит из след. элементов – философия морали, философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, религии.
10. Реализм и номинал.
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подленной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувствительные вещи. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма (от лат. «имя). Согласно номиналистам, общие понятия – только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования (выделение) признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Схоластика – это средневек фил, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. Фома Аквинский (философ-идеалист). Фома пытался обосновать христ веру. Пять доказательств сущ Бога: Должен сущ первый двигатель (Бог). Цепь причин не может быть бесконечной, должна быть первая причина—Бог. Все вещи мира случайны, случайное зависит от необходимого, т. е. должно существовать абсолютно необходимое существо—Бог. Вещи обнаруживают разные степени совершенства, т. е. должно существовать абсолютно совершенное существо—Бог. Целесообразность природы не может быть объяснена естественными причинами, необходимо принять внеприродный разум, который упорядочил мир—Бог.
7.Софисты, Сократ.
Софисты (с. - мудрость) –5 век. откр. рационалист. (ранее натуралистич.) период греч. ф., гуманистич. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1 месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и. субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. Протагор. “Ч-к есть мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. 2) Все возн. и сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе (релятивизм). 3) Все существующее в космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом. Закл.: до этого гл. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ).
Сократ: Ф. Сократа кас. прежде всего ч-ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост. в познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. По отн. к мат. миру счит., что его познать невозм. (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предм. ф. Познать самого себя - озн. найти общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ. объ. нравств. нормы поведения. Счастье добродетель, зло незнание добра. Ч-к с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к. душа станов. добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. С. разраб. метод субъ. диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей знание, получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятийШироко исп. метод индукции (общ. из частн.)
17. . Марксистская философия
Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В Ф марксизма было показано, что не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество-это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина- основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности т.е. практики .
23. Философское понятие материи.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
25. Движение как способ существования материи. Формы движения материи.
"Движение в применении к материи есть изменение вообще". Основанием движения выступает всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему. Движение- это выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.
Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.
Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.
Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.
Абсолютность движения означает:
1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.
2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.
3. Движение определяет характер изменения матер. мира.
Выделяют след. формы движения:
1. Механическое.
2.Физическое (движение молекул, внутриатомное и внутриядерное)
3. Химическое (движение атомов)
4. Биологическое (обмен в-в между организмом и средой)
5. Социальное (развитие общественных отнош. в рез-те практ. деятельности людей)
Два направления:
1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.
2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.
26. Пространство и время.
Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.
Время – 1) длительность явления;
2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
Сущ. 2 основные точки зрения на время и пространство:
1)субстанциональная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями. Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.
2)реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.
20.Экзистенциональная философия
Наиболее крупным представителем был Альберт Камю (1913-1960 Франция). Экзистенциолисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе личной ответственности. Исходный пункт экз Ф-изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экз проблемы- это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Имеет значение только его собственное существование и движение к небытию. Предмет экз Ф-бытие. Среди всех способов бытия существования ищут такой, в котором существование раскрылось бы наиболее полно-это страх. Страх-это исходное переживание, лежащее в основе всего существования. Это страх перед смертью.