Смекни!
smekni.com

Определяющие черты нации и национальной культуры (стр. 4 из 5)

Неразрешенность или недостаточная разрешенность социаль­ных проблем обусловила маятникообразную динамику политиче­ских предпочтений восточноевропейского электората на протяже­нии более полутора десятилетий истории «после коммунизма». Общее движение по спирали, сначала взяв резко вправо (эра аполо­гетов быстрой декоммунизации, либерализации и приватизации по образцам США и Великобритании), затем пошло влево (приход к власти сторонников европейского социального государства), затем снова вправо, но уже со скорректированным курсом, на знамени которого значились популистские и национальные лозунги.

Националистические и популистские лозунги были едва различимы в одних странах (Чехия, Словения) и громко продекларированы в других (Ру­мыния, Болгария, Сербия, Польша). Объяснение этого различия кроется в степени остроты социальных и особенно национальных проблем в разных странах.

В Болгарии и Румынии - наиболее бедных по меркам ЕС государствах континента - оба фактора совпадают. Здесь наиболее востребовано сочетание соци­альных обещаний, антипатий к этнически «чужим» (особенно луч­ше материально обеспеченным) и упований на сильную личность во главе государства. Западник Петр Стоянов продержался у власти в Болгарии всего один срок (1997-2001), став не оправдавшей на­дежд промежуточной фигурой между правлениями социалистов Желю Желева и Георги Пырванова, сейчас президентствующего во второй срок.

Между тем с начала XXI в. в болгарской политической жизни появился политик, напоминающий о мо­нархическом прошлом страны, когда царь выступал от имени всех болгар, независимо от социальной принадлежности. Из эмиграции в Испании вернулся делегитимированный коммунистическим режимом наследник престола, никогда от него, однако, не отре­кавшийся, Симеон Саксобургготский, который инициировал популистское движение «Симеон Второй», получив на парламентских выборах 2001 г. 43% голосов, что позволило Симеону стать пре­мьер-министром.

Но если «Симеон Второй» олицетворяет скорее социально, чем этнически ориентированных популистов, то партия «Атака» привлекает под свои знамена националистов, обвиняющих во всех невзгодах инородцев - евреев, турок, цыган - и спекулирующих на демографических прогнозах, согласно которым к середине XXI в. на 3 млн. этнических болгар (сейчас их вдвое больше) придется 2 млн. цыган и 1 млн. турок.

В Румынии ход политического маятника практически совпа­дает с болгарским. Румынский президент-западник Эмиль Константинеску также находился у власти один срок (1996-2000), став «либеральной прокладкой» между правлениями социалиста, быв­шего коммуниста-оппозиционера Иона Илиеску. Популизм был и остается свойствен как лево- так и правоориентированным полити­кам и партиям в Румынии, но малая эффективность выполнения программ тех и других выдвинула на авансцену политиков типа нынешнего президента Траяна Бэсеску и лидера партии «Великая Румыния» Вадима Тудора - националиста, апелли­рующего к антивенгерским, антицыганским и антисемитским чув­ствам избирателей (среди более чем 20-миллионного населения Румынии - полтора миллиона венгров и полмиллиона цы­ган). На сегодня Бэсеску, личность авторитарного толка, распола­гает более широкой поддержкой в массах и вообще не имеет себе равных по популярности (парламент вынес ему вотум недоверия, но 75% населения в ходе референдума в мае 2007 г. отвергли ре­шение парламента).

История свидетельствует, что для многих вождей, завоевав­ших массовые симпатии обещаниями лучшего будущего, в случае задержки этого будущего и продления трудных времен спаситель­ной соломинкой становятся внешние вызовы и угрозы, объединя­ющие население вокруг вождей под лозунгами защиты отечества. Таким образом уже почти полвека, к примеру, продлевается мандат народного доверия к Фиделю Кастро, который, отнюдь не являясь националистом, сплачивает кубинский народ в условиях низкого уровня жизни благодаря постоянно висящему дамоклову мечу аг­рессии США. Ни у одного восточноевропейского лидера сейчас нет аналогичного мобилизационного ресурса - хотя в 1990-х годах им пользовался Слободан Милошевич в Югославии, а затем в Сербии.

В ситуации распада СФРЮ Милошевич выразил настроения той части сербской верхушки Коммунистической партии Югосла­вии, которая увидела шанс на продление доверия сербского народа в объединении всех сербов, равно как и территорий их компактного проживания. Великосербская идея поддерживалась авангардом сербской интеллигенции в лице Академии наук; известный сербский политик Воислав Шешель, баллотировавшийся на пост президента Югославии в 2002 г., но проигравший Воиславу Коштунице, видит историческое обоснова­ние великосербского национализма в противодействии попыткам создания «Великой Хорватии».

Выдвижение идеи Великого Национального Государства - феномен не столь уж большого числа европейских стран. Многие из них сумели избежать этой претенциозной мании; это страны, не искушаемые великодержавным прошлым, громкими военными по­бедами над соседями и территориальными притязаниями. Но даже отсутствие подобных благоприятствующих укреплению национа­лизма факторов не гарантирует от его роста, если этнические меньшинства громко отстаивают свои права и начинают казаться противниками титульных этносов.

В Словакии популярности пра­ворадикальной Словацкой национальной партии, вошедшей после выборов 2006 г. в правящую коалицию, способствова­ла критика, направленная в адрес Партии венгер­ской коалиции, представляющей, по разным оценкам, от 500 тыс. до 600 тыс. венгров, проживающих в Словакии, - основного нацио­нального меньшинства в стране с населением более 5 млн. человек.

В Польше наиболее высокий всплеск национализма и попу­лизма зарегистрирован уже после ее вхождения в Европейский союз; он связан с претензиями этой самой крупной посткомунистической страны Центрально-Восточной Европы на особую роль в восточ­ной политике ЕС, с пока не оправдывающимися надеждами насе­ления на материальные дивиденды от вступления и, наконец, с прошлым, в котором запечатлены исторические обиды на велико­державных соседей - Германию и Россию. Польский национализм несет в себе гораздо более замет­ный (особенно с начала правления братьев Качиньских и в их ин­терпретации) антироссийский запал, чем все остальные этнонациональные фобии в Восточной Европе. Этот запал настолько силен, что Польша в последние годы пошла на беспрецедентное сближе­ние с Украиной, патронируя процесс инициации ее вхождения в НАТО и ЕС и рассчитывая на нее как на союзника в выстраивании отношений с Россией. И украинская прозападная политическая элита была готова предать забвению соб­ственные исторические обиды на Польшу ради укрепления нацио­налистической политики и идеологии «помаранчевой революции», имплицитно направленной на ослабление традиционной социокультурной общности и связей с Россией.

Можно сказать, что в целом восточноевропейская популистско-националистическая диспозиция перекликается с образованием и развитием аналогичных политических сил в России, и это естест­венно в силу схожести причин и параметров общественной транс­формации. Следует отметить, что на новоявленный российский национализм огромное влияние оказали и оказывают, во-первых, исторический статус России как великой мировой державы (что объясняет его неизмеримо более явную развернутость во внешнеполитическую плоскость) и, во-вторых, исключительная этническая и конфессиональная гетерогенность российского общества.

Россия - страна много­ликого национализма, наиболее умеренные формы которого прояв­ляются в позициях праволиберальных сил, умеренные - в политике самого государства, экстремистские - в движениях типа РНЕ (баркашовского «Российского национального единства»).И Россия, и Восточная Европа показывают, что национализм начала XXI в. имеет сильную этническую компоненту, возникшую как «ответ на кризис государственных и социальных институтов, определявших идентичность человека как гражданина и личности», где этнос взял на себя главную роль.

В какой степени национализм способен затормозить или исказить движение стран Восточной Европы (включая Россию) к гражданскому обществу и правовому государству? Взаимосвязь между демократическими и националистиче­скими принципами достаточно сложна. Национализм, способствующий ренессансу нации после периода политического и идейного разброда, вполне совместим с демократией и может опираться на ее постулаты. На­ционализм, утверждающий себя за счет ограничения прав нети­тульных (и вообще других) этносов, несовместим с демократией по определению.

С точки зрения мировой истории Восточной Европе суждено переболеть всеми болезнями более ранних стадий формирования современной европейской цивилизации, но в новых условиях и со своей спецификой.

Типы национальной государственности в посткоммунистической Европе:

Все пять старых и 18 новых государств в посткоммунистической Ев­ропе предъявляют претензию быть национальным государством. Однако степень признания этих 23 государств как «свое государство», конечно же, различна.

Обычно государства не заинтересованы в выявлении этого признания в ходе опроса общественного мнения, тем самым такое вы­явление возможно только посредственно путем некоторых индикаторов. Самой низкой была идентификация крупного меньшинства граждан с Федеративной Республикой Югославией в период с 1992 по 2003 год или до 2006 года, а также с Сербией. Из почти двух милли­онов албанских граждан Сербии, очевидно, лишь немногие идентифи­цируют себя со «своим государством», т. е. рассматривают себя члена­ми «сербской нации».

Также граждане Боснии и Герцеговины, которые рассматривают себя членами «боснийско-герцеговской нации», как пра­вило, упрощенно называемые «боснийцами», еще многие годы после Дейтонского мирного договора в 1995 году вряд ли станут подавляющим большинством, даже если они откажутся от насильственной или полити­ческой борьбы за присоединение частей территории своего государства к Сербии или Хорватии. Во всех де-факто государствах наверняка крайне мало число тех, кто рассматривает себя членами все еще существующего в соответствии с международным правом государства и желает воссоеди­нения с ним, чаще всего их можно встретить, пожалуй, среди молдав­ского меньшинства в Приднестровье.