Также степень непризнания Латвии и Эстонии среди собственных граждан, не говоря уже о людях с неопределенным, в прошлом советским гражданством, является довольно высокой. Насколько велико национально-сепаратистское сознание, например, на востоке или юге Украины, на юге Словакии, на севере Румынии и в пограничной зоне некоторых других стран, очень трудно поддается определению. Оно, конечно же, значительно меняется в зависимости от меняющейся культурной репрессии со стороны государственных экспонентов титульного этноса и в соответствии с социально-экономической тенденцией развития и разницей жизненных условий, по сравнению с соседним государством.
Этническая структура является одним из индикаторов, хотя и крайне ненадежным, идентификации граждан со своим государством, так как во многих государствах этнические группы чувствуют терпимость по отношению к ним и не имеют национального стремления к достижению собственной государственной независимости или присоединения части существующей территории государства к соседнему государству. С другой стороны, однако, этническая гомогенность является вполне надежным индикатором национального согласия, так как сепаратистские склонности внутри одного этноса встречаются довольно редко.
Стремящееся к сепарации национальное сознание в большинстве случаев развивается в пограничных регионах, в которых определенный этнос представляет собой большинство населения, а значит, гипотетически имеет шанс стать титульным этносом отдельного государства или присоединиться к конэтническому соседу. В соответствии с этим, этническая гетерогенность государств намного больше, чем их национальная разобщенность.
Число крупных этнонациональных сепаратистских движений после последней волны образования национальных государств и после геноцидов, этнических изгнаний и вынужденного бегства народов в XX веке значительно понизилось, так что процесс образования национальных государств в Европе, очевидно, более или менее завершен.
Все государства посткоммунистической Европы, за исключением Боснии и Герцеговины, являются государствами с абсолютным этническим большинством. Однако только Польша и Албания этнически почти гомогенны.
Тогда как Боснию и Герцеговину следует рассматривать как полиэтническое государство, остальные 22 государства могут быть названы гибридными этногосударствами (государствами с абсолютным этническим большинством и с более или менее крупным этническим меньшинством). Поэтому можно исходить из того, что все 23 посткоммунистических государства являются желаемыми государствами с точки зрения значительного большинства государственного народа и являются национальными государствами, т. е. одно из них полиэтническое национальное государство, два почти гомогенных этнонациональных государств и 20 гибридных этнонациональных государств. Гибридное этнонациональное государство в Западной Европе также представляет собой доминирующий тип современного национального государства.
Этническое многообразие в далеких от этнической гомогенности государствах совершенно по-разному учитывается в подразделениях государства. До 1988 года в коммунистической Восточной Европе существовало 65 больших национальных (54 мононациональных, шесть бинациональных и три многонациональных) территорий, в 1995 году в посткоммунистической Европе их было 68, если не учитывать десять новых кантонов в босняцко-хорватской федерации.
Под территориями понимаются правовые пространства различного характера, начиная от чисто административных единиц до независимых государств. Под национальными территориями понимаются правовые пространства, которые эксплицитно или имплицитно имеют национальный, бинациональный или многонациональный характер.
В первом случае территория носит название титульного этноса (например, Татарстан, Словения), в последнем случае характер территории фактически определяется одной или несколькими этнонациями (например, Косово, Нагорный Карабах). Значит, число территорий поразительно мало изменилось. Некоторые территории были разделены, другие объединены.
Из девяти коммунистических государств три были федеративными национальными государствами, из 22 посткоммунистических государств начиная с 1993 года — также три, сегодня — всего лишь два из 23 государств. Все федерации в Восточной Европе были и остаются в отличие от США, Швейцарии или ФРГ федерациями национальных, а не региональных государств. После распада Федеративной Республики Югославии федеративными государствами остались только Босния и Герцеговина и Россия, которая, однако, является средним вариантом между мультирегиональным федеративным государством доминантного этноса русских и многонациональным федеративным государством.
Заключение
Сам ход развития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур возрастает в современном мире, где каждая специфическим образом воспринимает мировые формы развития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.
Цивилизация зародилась тысячи лет назад среди песков и камней долин Тигра, Евфрата, Нила, а позднее - на берегах Средиземного моря. Навсегда культурными достижениями человечества останутся: Шумерское письмо, появившееся почти 5 тыс. лет назад; Греческая Олимпия, где В 776 году до н.э. был зажжён первый Олимпийский огонь; древнеримский театр Колизей на 50тыс и цирк Максимус-350тыс зрителей; Пирамиды в Египте; Гуманизм эпохи Возрождения; кругосветное плавание Магеллана и открытие Америки Колумбом; изобретение первой электрической лампочки П.Н. Яблочковым в 1876году; создание американцем Х. Эйкеном первого компьютера (вычислительной машины, весом 5 тонн с 3304 переключателями); первый полет в космос Ю.А. Гагарина на космическом корабле "Восток"12 апреля 1961.
Однако были в истории человечества и печальные вехи. Это войны. Первая мировая война привела к серьёзным ослаблениям, вторая к колоссальным разрушениям в Европе. В ХХ веке существовала модель монокультуры, отрицающая многообразие существующих в мире культур, основанная на утверждении господства одной национальной культуры, одной нации и одного государства - тысячелетнего рейха -германский фашизм. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет ценностям демократии т. н. новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения: идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид; ксенофобия по отношению к "чужим" национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Культура превращена в антикультуру.
Становление мировой культуры 20 века сопровождалось мощным движением роста национальных культур. Всех объединяет единая общечеловеческая культура, связывающая людей и народы общими общечеловеческими ценностями, гуманизмом, распространением передовых знаний, взаимообогащением национальных культур, экологическим отношением к природе.
Список литературы
Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996
Цукерман B.C. Народная культура. - Свердловск, 1982.
Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов. этнография. - 1981.
Михайлова Н.Г. Ориентация на традиционную культуру в современном народном творчестве // Ориентиры культурной политики. Информ. вып. № 10. - М., 1997.