Смекни!
smekni.com

Лекция по Античной философии (стр. 5 из 5)

Как мы видим, взгляды Демокрита – последовательный атомизм, и в силу этой последовательности боги у него телесны. При этом он считает, что поклонение богам – это результат невежества, а именно незнания атомного строения мира. Иначе бы люди поняли, что не существует вечных и бессмертных богов, а существует лишь бренного соединения огневидных атомов наряду, к примеру, с “эйдосами”.

Атомистические взгляды Демокрита часто отождествляют с атеизмом. Но если позиция Демокрита – атеизм, то атеизм особого рода. Ведь Демокрит признает существование богов. Обоснование бытия богов Демокритом – характерный пример натурфилософских построений. Для богов как бессмертных мифических существ в его учении уже места нет, как нет в нем места для бога в качестве Высшего Блага, совершенства и идеала. Зато в нем нашлось место для того, чему больше подходит название не “идеал”, а “идол”. Ведь именно “идолом” принято называть ограниченное в своей телесности воплощение божества. Такие воззрения можно определять как атеизм, имея в виду то, что Демокрит отказался от традиционного отношения к богам. Эти же воззрения можно характеризовать как теизм, поскольку у Демокрита боги по-прежнему реальны, существуя рядом с нами.

И все же главное то, что того рода “атеистический теизм” не предполагает веры в бога как исток любой религиозности. Боги для Демокрита – не предмет культы, а объект исследований. Представления о них органично вписываются в его натурфилософию.

Демокрит совершенно открыто бросил вызов предрассудкам, которые, будучи наследием прошлого, лишь предваряют рассудок и потому должны быть отвергнуты в пользу способности человека к логическим рассуждениям. Предрассудки – это вера в приметы, мистические силы, а также чудеса как беспричинные явления. А рассудок, согласно Демокриту, объясняет различные явления только естественными причинами. И в таком способе мышления, согласно Аристотелю, заключается серьезное достижение философа из Абдер.

Метод причинного объяснения, на котором настаивает Демокрит, позволяет его считать первым последовательным детерминистом. Ведь детерминизм – это позиция, согласно которой все происходящее в мире определяется какими-то причинами (с латыни переводится как “определять”). Но детерминизм Демокрита часто путают с фатализмом, суть которого в предопределенности того, что происходит в этом мире..

В связи с этим рассмотрим широко известный пример Демокрита об орле и черепахе. Речь идет о лысом человеке, убитом орлом, сбросившим ему на голову черепаху. Люди называют такие события случайными. Но Демокрит видит здесь сочетание целого ряда причин. Это поиск орлом большого камня, о который можно было бы разбить панцирь черепахи и съесть ее. Это лысина человека, находившегося в этот момент под орлом, принятая им за камень. И это совпадение одного с другим, что и приводит к трагическому событию. Если считать случаем то, что происходит без всякой причины, то убийство лысого орлом, с точки зрения Демокрита, не случайно. И такого рода “беспричинные” случаи вообще невозможны. Но случай как стечение причин и обстоятельств возможен, и это происходит на каждом шагу. Таким образом, Демокрит отвергает одну трактовку “случая”. Так, Демокрит вполне убедителен в своем возмущении людьми, которые сотворили себе кумира из случая, прикрывая им свое недомыслие. Они называют “случайными” события, причин которых не знают или не хотят узнавать по лености своей. А потому, справедливо замечает Демокрит, иные склонны прославлять удачу там, где следует напрягать ум в поисках причин успеха.

Здесь перед нами важный пункт во взглядах Демокрита, смысл которого в неумении различать необходимые и случайные причины событий. В то же время следует отметить, что созданная Демокритом детерминистская картина мира оказала фундаментальное влияние на развитие западно-европейского теоретического мышления и мировоззрения в целом.

В заключении лекции можно сделать несколько обобщающих выводов.

1. Уже на стадии античной натурфилософии выделились основные направления и методы философии – материализм и идеализм, диалектика и метафизика.

2. Разнообразие возникших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой мышления для всех последующих времен.

3. Милетская школа философов положила начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

4. Началом и исходной точкой развития античной философии оказался наивный, стихийно-диалектический материализм.

5. В наиболее полной и ясной форме стихийная диалектика была выражена в философии Гераклита.

6. Важнейшим вкладом пифагорейцев в мировую философию было открытие важнейшей роли количественной стороны явлений и процессов действительности.

7. Вершиной античной натурфилософии принято считать атомистическое учение Демокрита.

Литература

1. Богомолов А.С. Античная философия.- М., 198

8.

2. Гуннар Скирбекк, Нильс Гилье. История философии // Пер. с англ. М., 2000.

3. История философии // Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск, 2001.

4. История философии в кратком изложении.- М., 1995.

5. Краткая история философии // Под ред. В.Г.Голобокова.- М., 2002.

6. Краткий очерк истории философии.- М., 1981.

7. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

8. Д.Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М., 1979.

9. Таранов Л.С. Анатомия мудрости: 120 философов. В 2-х т., том I. Симферополь: таврия, 1997.

10.Хрестоматия по истории философии. Ч. 1, 2. – М., 1994.