Смекни!
smekni.com

Вечные ценности морали и религии на примере христианства (стр. 2 из 3)

В десяти заповедях Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие» сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу и отношения между людьми:

1. Не признай других богов и не поклоняйся им,

2. Не делай себе кумира и никакого изображения и не поклоняйся им,

3. Не произноси имя Господне напрасно,

4. Посвяти Богу день субботний,

5. Почитать отца и мать,

6. Не убивай,

7. Не прелюбодействуй,

8. Не кради,

9. Не произноси ложного свидетельства,

10. не завидуй.

Вывод: Появление 10 заповедей – существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Заповеди – это торжество вечных непреходящих ценностей нравственной нормы.

4. Вечные моральные ценности в христианстве.

Неизмеримое богатство христианских нравственных ценностей содержится также в 27 книгах Нового завета.

По своему нравственному содержанию христианство радикально отличается от всех других религий универсальностью общечеловеческого содержания. Оно обратилось с Евангелиями (переводится с греческого как «благая весть») к тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-моральной деградации.

Христианство учит о равенстве всех людей перед Богом, а значит, и по отношению друг к другу, учит нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей устоях. Христианство обращается к униженным и оскорбленным, отвергнутым и угнетаемым: к тем, кто занимает в иерархии низшие места – к чужакам, рабам и изгоям.

Проповедь Христа обещает Царство Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое насилие уступает место справедливости, милосердию и любви, и взаимопониманию.

Сын Божий – Иисус воплощает в себе всю полноту божественной, и человеческой природы: он всемогущ и премудр, но может испытывать человеческие чувства, он может радоваться и страдать, скорбеть и сострадать, наказывать и миловать, с другой стороны - исцелять и воскрешать мертвых, обличать и прощать грехи, менять радикальным образом жизнь и сердца людей. Он может быть для людей не только недостижимым идеалом, но и образцом для подражания. Быть духовно- нравственным, это означает подражать Христу, читать и слушать Его Слово, исполнять его наставления.

В учении апостола Павла огромное значение приобретает идея о грядущем преображении человека. Душа человека освободится от греховности, и закон утратит для нее значение, ибо, где закон, там и грех, как отступление от него. Закон необходим для человеческой натуры, которая не может творить добра без принуждения и наказания.

Жертвенная смерть Иисуса на кресте и Его воскресение - стали залогом нашего спасения и благодати (незаслуженной милости), которая выше всякого закона. Грех преодолевается не только исполнением закона, но и повиновением и любовью, верой и надеждой, как в благодарность за то, что совершил Христос ради нас.

На этой основе существенно изменяется акцент в нравственном отношении человека к человеку. Главным становится не буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле с чувства любви и благоговения перед Богом. Любовь знаменует начало Царства Божия в сердце каждого верующего: «...Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-ое послание от Иоанна. 4: 16) - гласит одно из вероисповедных положений христианства.

Любви подчинены две другие высшие вечные христианские ценности: вера и надежда, эти три добродетели вместе - составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь невозможно отделить от веры во Христа, а любовь и вера неотделимы от надежды. Любовь вбирает в себя все содержание нравственности, в том числе и то, которое было в Моисеевых заповедях. На ней основаны все добродетели христианства, занимающие основное место в системе нравственности.

Эта система поддерживается идеями Нового Завета – завета между Христом и лично человеком, согласно ему - нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения, Иисус сказал: «...вы слышали, что сказано в Ветхом Завете: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», а Я же говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас, и гонящих вас» (Евангелие от Матфея 5: 43-44).

Нравственные идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу "око за око, зуб за зуб" или "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего", то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит не столько о мстительной справедливости, сколько любви.

Нравственное совершенство требует решения еще более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих вас и приветствовать братьев ваших - что тут особенного? Но «...любить врагов, молиться за обижающих и гонящих вас, прощать ненавидящих вас...» - выполнение этой заповеди предусматривает большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это очень сложно, но стремиться к этому как к высшему идеалу – необходимо, ведь в любви к другому, человек становится нравственнее и чище.

Как видно, христианство открывает новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности, как таковой во всех ее проявлениях: во гневе, оскорблениях, ссорах и т.д. Осуждается не только сам факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Христос открывает исключительное «золотое правило нравственности»: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Матфея 7:12).

С точки зрения истинного христианства, целью жизни не является земное благополучие, ни наслаждение плотское, а спасение бессмертной души человеческой для жизни вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха, и физического – адских страданий и смерти вечной. Земная жизнь рассматривается только, как подготовительная ступень к переходу в вечность.

В связи с такой переоценкой морально-духовных ценностей особое значение приобретает отношение к самому себе и к ближнему. Праведный человек, как полагает христианское учение, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и собственными похотями, в числе которых: «...похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1-ое послание от Иоанна. 2: 16). Для того, чтобы победить грехи и соблазны, Иисус учит: «...бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Евангелие от Марка 14: 38).

В Библии говорится, что у каждого человека открыты два пути: узкий и широкий, путь " вечной жизни" и "путь погибели". Многие идут последним путем - путем соблазнов и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Это убивает человека, его душу, поскольку на первый план выходят материальные потребности, эгоизм и себялюбие. Человек становится эгоцентричным, руководствуется только своими прихотями и желаниями и творит зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность. Узкий путь, "путь жизни" - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это - сложный путь, и немногие его находят.

Как говорится в юридических кругах - не знание закона не освобождает от ответственности, так и духовно-моральном плане: люди, не знающие закона Божьего, и не читавшие Библию, не могут быть оправданы перед Богом за свое аморальное поведение.

Так, апостол Павел писал в Послании к Римлянам: "...когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (к Римлянам 2: 12-15).

В подтверждении этому древний философ Тертуллиан (II в) утверждал: "Итак, прежде Моисеева Закона, написанного на каменных скрижалях, я утверждаю, существовал неписаный закон, который обыкновенно понимался естественным образом и соблюдался предками".

Заключение:

Из всего вышеперечисленного материала сделаем следующие выводы:

1. Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения.

2. С точки зрения религии, происхождение морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего, она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Христианское учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах, религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.