1. КАТЕГОРИИ БЫТИЯ, ЕЁ СМЫСЛ И СПЕЦИФИКА
БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть» сообщается о бытии данного субъекта).
Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существо-ванием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сооб-щает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реаль-ность; оно имеет пространственно-временной характер, оно ин-дивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. От бытия во всеобщем смысле отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, нахо-дящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребы-вающее, тождественное во всем. В противоположность «види-мости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным.
Согласно элеатам (философская школа в Древней Греции), никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непре-ходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не сущест-вует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изме-няющееся становление. Для метафизиков «истинное» бытие за-ключено в трансцендентном, в вещи в себе.
Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлю-щим понятием, наиболее широким по своему объему (поскольку оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержа-нию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким другим признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны.
В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бы-тием объявляется дух, в материалистическом - материя, в энер-гетическом - энергия.
Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего. В другом понимании, бытие (to onthaon), согласно формуле Аристотеля, и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристи-ке как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы.
Различают два способа бытия - реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность и необходимость. Говорят также и о «слоях бытия».
По словам Н. Хартмана, «бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать, <и что, следовательно,> никогда не мо-жет быть определено, <поскольку> определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого».
Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», - благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существова-нием. Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего, дела-ет его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, со-гласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может про-являться только в «наличности» человеческого существования, то есть в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнару-жить бытие как «просеку» всего сущего. «Как же быть, если от-сутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и нев-нимательное отношение к этому отсутствию все более определя-ют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыс-лью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на са-му эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что де-лать, если все служит знаком того, что в будущем еще более ре-шительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнима-тельным к ней отношением?»
У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как «бытие-в-себе», как подавленная, отвратительная умерен-ность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто.
С точки зрения современных онтологических учений, бытие впервые становится метафизической (философской) проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение, как «hie leo» («здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в славянских и других языках). Вопрос о том, что же означает то, что «есть» вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место быть в качестве осознанной, не ставился.
«Бытие» - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг «бытия» и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Основные этапы в развитии и понятия бытия