Настоящим открытием стала либеральная доктрина, развитая в XVII – XVIII ст. Подтверждением прогрессирующих мышлений известных философов и юристов стало закрепление автономии личности в юридических актах. В трактовке Дж. Локка «свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть независимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека». В этих словах философа мы видим обоснование правового принципа индивидуальной свободы человека, пониманием им взаимосвязи свободы и закона в государственном состоянии. Он подчеркивает необходимую внутреннюю связь между свободой и правом, свободой и законом: «Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет законов, там нет и свободы».
Свое представление о политической свободе в ее отношении к государству высказал также Ш.Л. Монтескье, подчеркивая, что «в государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеться, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеться…Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» [10, с. 161]. Отмечая различные значения, придаваемые слову "свобода", Монтескье в работе "О духе законов" писал: "Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово "свобода". Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого наделили тиранической властью; другие — право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи — право носить оружие и совершать насилие; четвертые — видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие'" [4, с.222].
Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не изобрело. Да это и невозможно ни логически, ни практически. Так же невозможно, как и другая "арифметика", где бы дважды два равнялось не четырем, а пяти или чему-то другому.
Выдающиеся ученые конца XVIII - начала XIX веков ставили вопрос о свободе совершенно иначе. Всестороннее исследование понятия свободы в немецкой классической философии было представлено И.Кантом, который, как правильно подмечено в литературе, «оказался первым из немецких мыслителей, который определил право не просто через понятие юридической свободы, но и через понятие свободы именно в философском смысле».
Важным для понимания этико-правовых идей И.Канта является его толкование понятия права. Само понятие права философ считает априорным, однако это не означает, что его суть является доступной непосредственно познанию: «Понятия, данные a priori, например субстанция, причина, право, справедливость и т.д., строго говоря, также не поддаются дефиниции», именно поэтому «юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права».
В то же время И.Кант сознавал, как важна проблема правопонимания и насколько необходимо правильно ее поставить, должным образом сформулировать. «Вопрос о том, - писал он, - что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логика представляет вопрос, что такое истина». Понимание мыслителем права тесно связано с его пониманием свободы как единственного прирожденного права. «Свобода, - отмечал он, - …единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду».
В тоже время И.Кант допускает, что, несмотря на наличие в сознании каждого разумного индивида нравственного закона, он может поступать вопреки последнему. Иными словами, свобода воли, понимаемая лишь в отрицательном смысле – как способность человека поступать по собственному усмотрению, сводится к его произволу. Право, следовательно, подразумевает свободу индивидов (свободу их воли) и связанные с ней возможность и необходимость произвола, столкновение и коллизию различных произвольных действий.
И тут важно подчеркнуть, что, по И.Канту, решение сложной проблемы, связанной со свободой и антагонизмами среди людей, состоит в определении и сохранении ее границ. Поэтому необходимо, чтобы произвол каждого лица был поставлен в обществе в определенные рамки, с тем, чтобы никто не мог нарушить свободу других. Лишь при таком условии свобода согласуется сама собой. Эту задачу, с точки зрения И.Канта, и выполняет право, смысл и назначение которого состоит в том, чтобы ввести свободу и произвол индивидов в разумные и общезначимые ограничения. Право касается лишь действий и обозначает только внешние границы общедоступного поведения, иначе говоря, выступает, по сути, в виде запретов, подразумевая дозволенность незапрещенного. Только право определяет, как пишет И.Кант, «для всех, что им по праву должно быть дозволено, или не дозволено».
В этой связи ученый дает следующее определение права: «Право – это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Далее читаем: «Свобода – независимость от принудительного произвола других». Другими словами, задачей права является допускать лишь такую деятельность отдельных лиц, которая внешне объективно была бы совместимой с требованием нравственного закона. Разум выражает этот постулат, дальнейшее доказательство которого невозможно. Поэтому правомерным является поступок, при котором проявление свободного произвола каждого могло сосуществовать со свободой других. И наоборот, в соответствии со всеобщим правовым законом все, что препятствует осуществлению свободы, является неправомерным действием.
Для осуществления указанных требований всеобщего правового закона необходимо, чтобы существовали какие-то реальные гарантии его действительного осуществления. Это, в свою очередь, подразумевает, что право должно обладать определенной принудительной силой, чтобы оно могло заставить исполнять свои требования, препятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Без этого оно было бы бессильно, а категорический императив в форме всеобщего закона права не имел бы безусловного значения и не препятствовал правонарушениям. Вот почему всякое право должно выступать как принуждение.
И.Кант делит право на естественное и положительное право. Естественное, считает он, - это право каким оно должно быть согласно требованиям практического разума, и имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и основаны в силу этого на справедливости и на крайней необходимости. Положительное право – это исторически существующее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного, и оно не имеет место тогда, когда обязательность осуществления права основана на законе (в государственном смысле).
Поэтому можно сделать вывод, что правовая теория И.Канта – это теория естественного права, акцентирующая внимание на должном в праве, к которому нужно стремиться в соответствии с требованиями разума.
Важным в кантовской философии права является также понятие правопорядка, который мыслитель назвал «правопорядком свободы», который является условием надежности правоотношений. Это значит, что для того, чтобы стихийно складывающиеся правоотношения подчинили себе практическую жизнь общества, их субъекты должны быть свободными людьми, наделенными естественными правами человека и элементарными политическими правами.
Согласно И.Канту, правопорядок основывается на следующих априорных принципах, как-то: а) свобода каждого члена общества как человека; б) равенство его с каждым другим как подданным; в) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. В основе этих принципов лежит понятие автономии личности, которое дифференцируется на виды: а) моральная автономия, которая предполагает, что человек сам способен понимать, что есть добро и зло, значит он не нуждается в государстве, которое должно быть выведено из моральной сферы. В этом случае последняя становится делом гражданского общества; б) утилитарная автономия, предполагающая, что человек сам знает, что для него хорошо и что плохо, что выгодно и что нет, следовательно, государство не должно принудительно осчастливливать людей; в) гражданская автономия, которая предусматривает, что человек соглашается жить только по таким законам, в составлении которых он принимал участие. Тенденция кантовского обоснования права состоит в том, что в правовой законности он видит как раз гарантию невмешательства государства в процесс индивидуального «самовоспитания» [10, с. 162-165].
Дальнейшее развитие (и завершение) классическая традиция правопонимания находит в творчестве Г.Гегеля. Вся проблематика свободы у автора в целом изложена в его работе «Философия права». Сущность права по Гегелю состоит в том, что «наличное бытие вообще, есть наличное бытие свободы. Право есть, следовательно, вообще свобода как идея».
Философско-правовая концепция, раскрывающая соотношение свободы и права, наиболее полно изложена Гегелем в его работах «Философия права» и «Энциклопедия философских наук».