Понимания свободы как особенного состояния личности, когда проявляются те ее черты, которые обнаруживают отношение человека к окружающей среде, в которой он функционирует раскрывалось в специфической философии позитивного экзистенциализма итальянского философа второй половины XX века Н.Аббан`яно. Он вводит в философское обращение понятие екзистенции как свободы. Именно через эту екзистенцию, вроде бы реальное существование человека в системе бытия он и трактует свободу как свойство человека. «Понимание свободы, - писал он в труде «Вступление в екзистенцию», это понимание человеком самого себя и своего назначения в мире». Однако нельзя понимать данную точку зрения лишь в рамках эгоистичной натуры человека, поскольку Аббан`яно вводит в сформированное им понимание свободы и ту характерную черту, которая связывает его с правовым пониманием свободы. В его екзистенционной концепции свободы вводится понятие обязанности человека, ведь «лишь тогда, когда он принимает на себя обязательство и борется, человек в действительности свободен».
В философско-правовому дискурсе из проблем сущности свободы важное место всегда занимала Ханна Аренд, известная немецко-американская ученая. Понятие свободы в творчестве Х.Аренд изложено на страницах ее хрестоматийной работы «Между прошлым и будущим». В первую очередь она подчеркивает, что обнаружить сущность свободы как таковой очень трудно, практически невозможно, и мотивирует это тем, что для человека характерно наличие противоречия между сознанием и совестью. Утверждая, что «свобода человека является самоочевидной истиной и что в согласии с этой аксиомой в человеческом обществе заключаются законы, принимаются решения, выносятся суждения». Аренд в то же время склонна абсолютизировать этот тезис.
Она утверждала, что отношение человека к окружающей среде нельзя назвать свободным, а свобода, следовательно, не раскрывается полностью, поскольку человеческое мышление детерминуеться тем, что происходит вне субъекта.
Свободу, в соответствии с толкованием Х.Аренд, надлежит понимать лишь как проявление политико-правового функционирования человеческого общества, она рассматривает ее как важное условие самого существования человеческой социальности, которая трактуется при посредничестве политических категорий [8, с. 304].
Для философско-правового осмысление проблем свободы Х.Аренд свойственная концепция так называемой «внутренней свободы»., какую она противопоставляет именно той свободе, которая раскрывается в сфере политического, внешней, которая детерминированная особенностями функционирования человеческого общества. Для нее внутренняя свобода – это внутреннее чувство, что не имеет внешнего проявления. Однако внутренняя свобода здесь ставится в зависимость от внешних факторов, которые реально влияют на человека, давая ему возможность почувствовать себя свободным. «Мы сначала познаем свободу или ее противоположность через наши взаимоотношения с другими, а не через взаимоотношения с самим собой».
ВЫВОД
Таким образом, рассмотрев взгляды разных философских течений на понятие свободы, могу сказать , что утеснение свободы, покушение на нее – явление в современном мире повседневное. Наивно предполагать, что они характерны только социализму. Социализм как реальный общественный строй стал во главе наступления на свободу.
Кто в нашем мире свободный человек? И вообще может ли человек быть абсолютно свободен, не зависеть не от чего и не от кого? Я склоняюсь к ответу «нет». Основные законы всех развитых стран закрепили за людьми и гражданами множество прав, среди которых присутствуют права посвященные свободе. Но неужели мы действительно свободны только потому, что так написано на бумаге? Человек в нашем мире в такой или иной мере зависим. Мы зависимы от государства, от семьи, от финансов. В тоже время, не будь государства, были бы мы свободны? Смогли бы реализовывать свои желания? Как говорил Ж.Ж Руссо «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». В буддизме стремились достичь состояния нирваны – состояние абсолютного спокойствия, состояния в котором угасают все эмоции, всякая привязанность к земной жизни. Таким образом они достигали состояния свободы. В то же время для одного человека это свобода, а для другого – полное заточение.
Европейская культура признала свободу как высшую социальную ценность. Свобода в современных странах воплощена с помощью права в систему норм, легализируется и гарантируется.
Список литературы
1. Райнгольд Циппелиус Философия права. – К: Тандем, 2000. – 290с.
2. В.В.Шкода Вступ до правової філософії. – Х: Фоліо, 1997. – 218с.
3. П.Д. Біленчук, В.Д. Гвоздецький, С.С. Сливка Філософія права. – К: Атіка, 1999. – 185с.
4. М.В. Костицький, Б.Ф. Чміля Філософія права. – К: Юрінком Інтер, 2000. – 330с.
5. А.Г.Спирикин Философия. – М: Гардарики, 2009. – 730с.
6. Л.Д. Байрачная Г.В.Ф. Гегель о соотношении свободы и права // Основи духовного життя українського суспільства та розвиток особистості: Матеріали наукових конференцій за підсумками виконання комплексної цільової програми (Харків 11 -12 жовтня 2004р.). – Х: НЮАУ ім. Я. Мудрого, 2004. – 167с.
7. В.Г. Сокуренко, А.Н. Савицька Право. Свобода. Равенство. – Л: Вища школа, 1981. – 230с.
8. М.М. Олексюк Свобода – філософія – право: дискурс на фоні розвитку сучасної зарубіжної філософської думки // Проблеми філософії права. Т.З. - № 1 – 2: Міжнародний часоп. – К.; Чернівці: Рута, 2005. – 412с.
9. Тимошенко В. Свобода і право: проблема взаємозв’язку //Право України. - 2009.- № 3. – 187с.
10. Байрачная Л.Д. Свобода как определяющая характеристика бытия и высшая ценность права // Пробл. законності. – Х., 2003. – Вип. 62. – С. 159-168.