В книге филологические исследования, представляющей собой сборник научных работ аспирантов, представлена статья О. Казанцевой «Элементы антиутопизма в творчестве Никколо Макьявелли (На материале трактата «Государь»)». Эта статья примечательно тем, что в ней разбираются понятия утопизма и антиутопизма. Причем утопия определяется как уход от реальности, антиутопия – представляет собой описание реальности во всей ее полноте. Казанцева приходит к выводу, что государство, которое описывает Макиавелли, антиутопично. А это лишний раз подтверждает соответствие взглядов Макиавелли своей эпохе и актуальность поставленной проблемы.
И, наконец, одной из самых важных работ является статья Е.П. Никитина и А.Г. Никитиной «Загадка «Государя» (политизм как идеология политики)». Статья помещена в научно-теоретическом журнале «Вопросы философии» и заслуживает особого внимания. Авторы попытались установить причины создания трактата и выяснить, какие же цели преследовал Макиавелли. Самой убедительной оказалась версия о том, что это работа о правителях и для правителей. Интересно разрешается и спор о соотношении политики и морали. Военная сила не единственное средство для достижения политических целей, оказывается, для этого может прекрасно подойти и мораль. Таким образом, авторы статьи считают, что понятия политика и мораль дополняют друг друга, являясь чем-то целым в восприятии Макиавелли.
«Научную ценность трудов Макиавелли признает сейчас большинство исследователей, и это относится прежде всего к новизне самого подхода, к поискам реальной истины». Трактат Макиавелли «Государь» не потерял своей актуальности и в наше время. Политический опыт флорентийского писателя – неоценимый вклад в развитие общественной мысли. Вопросы, которые ставил перед собой Макиавелли, остались во многом не решенными и по сей день. Основная задача современных исследователей состоит в том, чтобы правильно воспользоваться знаниями, пришедшими к нам из глубины веков.
Трактат «Государь» в качестве источника
Небольшая книжка, содержащая чуть более 100 страниц, представляет собой краткое пособие для начинающего правителя. Здесь рассматривается множество различных вопросов, начиная от разбора качеств, которыми должен обладать государь, и заканчивая рассуждениями Макиавелли о дальнейшей судьбе родной его сердцу Италии. Каждая глава трактата – это и есть ответ на определенный вопрос, который ставит перед собой автор.
Всего в книге 26 глав, которые можно разделить на 4 основных блока:
-1-11 главы повествуют о видах государства и власти;
-в 12-14 главах говорится о войске и военных делах;
-в 15-23 – о качествах людей и государей, а также о способах удержать власть;
-и, наконец, в заключительных 24-26 главах показана взаимосвязь человеческой судьбы и истории Италии.
Макиавелли в своем повествовании движется от общих понятий к частным. Сначала дается классификация, затем подробно разбирается каждая составляющая. Это помогает представить общую схему рассматриваемого в данный момент вопроса, а также позволяет проследить ход мыслей автора. Очень часто рассуждения подкрепляются конкретными историческими фактами и событиями.
Существует распространенное мнение о том, что Макиавелли при помощи этой работы хотел вернуть расположение властей, именно поэтому трактат адресован реальному правителю Италии. Возможно, такая мысль действительно присутствовала, но вряд ли она была основной. Во-первых, жанр посланий являлся очень распространенным в литературе того времени. Во-вторых, хоть Макиавелли и надеялся на возвращение к политической жизни, он прекрасно понимал, что такая возможность маловероятна.
И все же Макиавелли тяжело было привыкнуть к новому положению вещей. Он, который всей душой стремился сделать что-то на благо родины, работал не жалея сил и связывал все свои надежды с будущими переменами, оказался вычеркнутым из политической жизни страны. Этот огромный пробел Макиавелли попытался восполнить при помощи литературной деятельности.
«Самое дорогое», что есть у Макиавелли – это его жизненный опыт, которым он готов поделиться: «средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал ценой многих опасностей и тревог». Автор надеется, что его советы и наблюдения окажутся полезными новому правителю. Но мог ли он предположить, что его произведение станет настольной книгой выдающихся деятелей последующих поколений? Вряд ли Макиавелли заглядывал так далеко. Его интересовало ближайшее будущее родной Италии. Он надеялся, что все еще можно исправить и изменить.
Хоть Макиавелли и говорит, что во время написания книги «Государь» «не заботился ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях», с этим нельзя согласиться. Уже через несколько строк перед читателем предстает образная картина тонких наблюдений автора: «Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться на гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». Макиавелли берет на себя нелегкий труд оценки правителей и их поступков и прекрасно справляется с этим.
Государство и власть
Государство и власть – два основных понятия, которые определяют обязанности и полномочия правителя. Первые одиннадцать глав трактата представляют собой разбор этих понятий.
Первая глава – это совокупность того, о чем будет говориться дальше. Макиавелли задает схему, которую последовательно раскрывает, опираясь на свои размышления и конкретные факты истории. Итак, существует два основных вида государства: республика и монархия. Монархия делится на унаследованную и новую. Новые монархии, в свою очередь, могут состоять из подданных, привыкших повиноваться или из подданных, привыкших к свободе. Приобрести же государства можно при помощи своего или чужого оружия, а также милостью судьбы или доблестью.
Со второй главы Макиавелли начинает подробно разбирать устройство монархии. Оказывается, что наследному государю легче удержать власть в своих руках, т.к. у него есть опора в виде правящего дома. Даже если он потеряет власть, то ему проще ее вернуть, чем новоиспеченному правителю удержать. «Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан». Любая же перемена влечет за собой другие перемены, что, в конце концов, приводит к нарушению стабильности.
Новому государю гораздо сложнее удержать власть. Более того, даже наследному государю, который присоединяет новое владение, очень трудно сохранить порядок. «Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого». Особое внимание здесь нужно будет уделить тому, принадлежит ли владение к одной стране и имеет один язык или к разным странам и имеет разные языки. В первом случае удержать завоеванные земли проще, во втором – сложнее, но все-таки выход есть. Обязательно надо переселиться в эти владения и жить там: «Ибо только живя в стране можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры». Еще одно средство – учреждение колоний, причем именно колоний, а вот войско размещать в новых владениях не следует, т.к. его содержание обходится очень дорого. И уж ни в коем случае нельзя допустить, чтобы местные жители призвали на помощь чужеземного правителя. В качестве примера Макиавелли приводит римлян, которые соблюдали все вышеперечисленные правила: «Римляне поступили так, как надлежит поступать всем мудрым правителям, то есть думали не только о сегодняшнем дне, но и о завтрашнем и старались всеми силами предотвратить возможные беды…». Дальновидность – вот качество, которое должно отличать настоящего правителя. Макиавелли справедливо полагает, что многие беды и несчастья можно обойти стороной, но для этого необходимо реально оценивать ситуацию и принимать решения с прицелом на будущее.
Мудрый правитель должен уметь распознавать «зарождающийся недуг» и находить средства справляться с ним. Еще один образ рисует перед нами Макиавелли. Он сравнивает государство с человеком, который болеет чахоткой: «вначале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства…». Это олицетворение весьма примечательно, т.к. находит свои истоки в работах авторов раннего средневековья. Например, в «Хронографии» (работа замечательного византийского автора Михаила Пселла, который тоже являлся политическим деятелем) присутствует отождествление государства с организмом человека. Макиавелли и Пселл сходятся и в еще одном аспекте: они сетуют на то, что правители не особо прислушиваются к советам своих приближенных, которые разбираются в политике и имеют довольно богатый жизненный опыт. Но вернемся к нашему анализу.
Итак, если государь может правильно оценить ситуацию и принять быстрое и правильное решение, это замечательно. Но что же случается с тем, кто не поймет политической обстановки? Король Франции Людовик, вторгшийся в Италию и начавший свои завоевания, совершил шесть ошибок: изгнал мелких правителей, помог усилению сильного государя внутри Италии (Папа Римский), призвал в нее чужеземца, равного себе по мощи (Испания), не переселился в Италию, не учредил там колоний и, наконец, посягнул на венецианские владения. Эти непродуманные действия, во многом противоречащие друг другу привели к плачевным результатам. Людовик не только не смог продолжить завоевательную политику, но и потерял приобретенные ранее владения.