Завоевание – очень трудное дело, но, пожалуй, еще более трудным является сохранение завоеванных территорий. Макиавелли задается вопросом: почему держава Александра Македонского не распалась после его смерти? Для того чтобы дать правильный ответ, нужно рассмотреть два способа правления, которые присущи государствам. Первый способ – правление короля, который опирается на своих слуг. Пример такого государства – Турецкая монархия. Правитель здесь является единственной реальной силой, все беспрекословно подчиняются ему, и никто не смеет перечить. Такое государство трудно завоевать, но легко удержать. Второй способ – правление короля, который опирается на баронов. Классический пример – Франция. Правитель в данном случае рассматривается в качестве человека, вышедшего из среды своих приближенных. Следовательно, бароны – весомая сила, которая сдерживает власть короля. Подобное государство легче завоевать, чем удержать. Всегда можно найти недовольных, которые помогут захватить престол, но дальше придется в одиночку бороться с разрозненными силами различных кланов, что, в конечном счете, вряд ли приведет к победе. Получается, империя Александра относится к первому способу правления. Основной его задачей было разгромить войско Дария, что он и сделал. После этого некому стало оказывать достойное сопротивление завоевателю. Все земли подчинились новому правителю. Дело оставалось за малым: сохранить существующий порядок вещей. Но преемники Александра оказались слишком алчными и корыстными, поэтому не сохранили единой империи, хотя для этого существовали все предпосылки.
Итак, мы разобрались с управлением государства, жители которого привыкли к повиновению. Теперь самое время познакомиться со способами управления государством, привыкшим жить по своим законам. Существует три варианта действий в данной ситуации. Первый и самый надежный – разрушить завоеванную территорию. Это жестокая, но необходимая мера: «Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит». Два других варианта более разумные, но не всегда действенные: переселиться в завоеванные области на жительство или предоставить гражданам право жить по своим законам, обложив город данью и поручив управлению союзников. Спарта и Рим – два исторических примера различных вариантов правления. На завоеванных территориях спартанцы устанавливали олигархический строй и в итоге потеряли эти области, а римляне разрушили завоеванные города, зато сохранили над ними свое влияние. Макиавелли признает в своих рассуждения то, что республикой управлять гораздо сложнее, чем державами с сильной монархической властью: «в республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести; в них никогда не умирает и не может умереть память о былой свободе».
Способы приобретения государства. Первый способ – наиболее правильный и достойный. Правитель приобретает новые владения при помощи собственного оружия или доблести. Появляется еще одно важное качество, которым должен обладать государь. Но помимо доблести необходим случай, который помог бы проявить ее. Моисей, Кир, Тезей и другие исторические персонажи смогли «раскрыть смысл случая, благодаря чему отечества их прославились и обрели счастье». Завоевывать власть с помощью собственного оружия тяжело, зато легко удержать: «…если цель достигнута, если государь заслужил признание подданных и устранил завистников, то он на долгое время обретает могущество, покой, почести и счастье».
Второй способ приобретения государства – при помощи чужого оружия или милости судьбы. Подобное «приобретение» легко сделать, но трудно сохранить. «Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевает пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды». Но и в этом случае человека может спасти доблесть: «Только тот, кто обладает истинной доблестью, при внезапном возвышении сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки…».
В качестве примера Макиавелли рассматривает двух ярких представителей итальянской истории своего времени: Франческо Сфорца и Цезаре Борджиа (герцог Валентино). Франческо Сфорца – миланский герцог, который добился власти при помощи доблести, приложив к этому немало усилий. Зато довольно легко было ему удержать эту власть. Цезаре Борджиа, напротив, получил власть очень легко. Этому во многом поспособствовал его отец, Папа Александр VI. При поддержке церкви герцог Валентино расширил свои владения, усилил власть, смог разъединить врагов, т.е. начал закладывать прочный фундамент на будущее. Но судьба, которая благоволила отцу, изменила сыну. Папа Александр VI умер, а вскоре оказался при смерти и сам Цезаре Борджиа. «Коварная фортуна» не позволила осуществиться его планам.
Третий способ приобретения государства – при помощи злодеяния. И вновь перед нами история: сицилиец Агафокл, который стал царем Сиракуз. Он вел бесчестную жизнь, но смог добиться того, чего хотел, т.к. обладал «силой духа и телесной доблестью». Опять появляется понятие доблести, которое неразрывно связано с политикой и завоеваниями. Агафокл действительно получает власть, но лишается славы из-за того, что действовал недостойными методами.
Приобрести государство можно и еще одним способом: в силу благоволения сограждан – «для чего требуется не собственно доблесть или удача, но скорее удачливая хитрость». Существует две основные силы, которые в итоге могут привести к учреждению единовластия: знать или народ. Причем первая из них – более хитрая, расчетливая и дальновидная, а поддержкой второй должен заручиться любой благоразумный правитель. Следует учитывать также то, что «государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале». «Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, – только тогда он сможет положиться на их верность». В этом и заключается незримый баланс, на котором держится прочная и стабильная власть.
Как же понять, является ли государство сильным и стабильным или только внешне сохраняет общие черты? Для того чтобы оценить силы государства, надо понять, может ли оно самостоятельно дать отпор вражеской армии или вынуждено будет прибегнуть к посторонней помощи. «Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению», следовательно, его власть прочная, а государство – сильное.
Одиннадцатая глава трактата посвящена церковным государствам. Они рассматриваются как бы отдельно, но все же входят в общую схему анализа. Завоевать подобные государства очень трудно, при этом нельзя обойтись без доблести или милости судьбы. Зато их довольно просто удержать, т.к. они базируются на освещенных религией устоях, которые практически невозможно изменить. Макиавелли говорит о том, что церковь за последнее время приумножила свои богатства и стала реальной силой на политической арене Италии. Каким же образом возродилось былое величество? Начало этому «возрождению» положил Папа Александр VI, который вел умную политику и получал поддержку со стороны своего сына. Его преемник Папа Юлий II «радел о величии Церкви, а не частных лиц», что также способствовало ее обогащению. И, наконец, «его святейшество Папа Лев», которого восхваляет Макиавелли: «нынешний глава церкви внушает нам надежду на то, что возвеличит и прославит его (папство) еще больше своей добротой, доблестью и многообразными талантами».
Несмотря на то, что Макиавелли считают явным сторонником республиканского строя, он вполне лоялен к монархии. Более того, он отмечает положительные стороны монархического правления и даже приходит к выводу, что государство, во главе которого стоит умный и рассудительный правитель, является более стабильным и сильным в политическом отношении. При этом, безусловно, многое зависит от личных качеств государя. Хотя об этом Макиавелли будет более подробно говорить в последующих главах, все же уже здесь он отмечает качества, необходимые правителю: мудрость, дальновидность, умение ориентироваться в политической ситуации, неоднократно говорится о доблести, которая должна сочетаться с благоприятным случаем. Различные факторы влияют на развитие тех или иных событий, но не стоит слишком сильно полагаться на судьбу. Не всегда благосклонна она даже к своим любимцам. Именно поэтому нужно руководствоваться здравым смыслом и полагаться исключительно на себя, тогда легче будет удержать власть и обеспечить стабильное развитие государства.
Качества людей и государей
Этот вопрос, который сильно волновал Макиавелли: каким же должен быть истинный государь? В предыдущих разделах, разбирая особенности государств и власти, рассуждая о военных делах, Макиавелли, так или иначе, обращался к данному вопросу. Он называл качества, которые мешают или помогают править, часто обращал внимание на то, что многое в делах государства зависит от личности государя. Теперь, на протяжении почти десяти глав (с 15 – по 23), эта тема становится основной. Макиавелли пытается создать универсальный портрет идеального правителя, который смог бы не только завоевать власть, но и распорядиться ею надлежащим образом.
С чего же начинается поиск? Несмотря на то, что государи стоят выше прочих, пороки и добродетели Макиавелли ищет именно среди качеств, присущих обыкновенным людям. Весь мир условно делится на две половинки: добро и зло, олицетворяющие собой положительные и отрицательные качества. Если смешать эти противоположности, то как раз получится богатая палитра красок, которая и отобразит загадочный и противоречивый мир, окружающий нас. Итак, положительные качества: щедрость, честность, твердость духа, смелость, снисходительность, целомудрие, прямодушие, покладистость, набожность и др. Отрицательные качества: скупость, алчность, жестокость, вероломство, малодушие, надменность, распутство, лукавство, упрямство, легкомыслие и т.д. Самое похвальное для государя – соединять в себе все перечисленные положительные качества, но это невозможно и Макиавелли прекрасно понимает это. «Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более». Эта фраза, вполне закономерная в данном контексте, как и многие другие будет критически воспринята многими исследователями, которые отрицательно оценивают понятие «макиавеллизм». Но к этому мы вернемся позже, а пока обратимся к описанию основных качеств, которыми должен обладать государь.