Сводя воедино все отдельные категории, из диалектики которых вырастает платоновский космос, следует следующий вывод. «Космос есть та первичная и неделимая единичность (единое), которая числовым образом (число) целесообразно (ум) и творчески-жизненно (душа) порождает в соединении с фактической необходимостью (материя) пространственно-конечное и живое тело, имеющее элементную, музыкальную и в виде правильных геометрических многогранников всеобщую структуру золотого деления»[14].
Космос получал новую характеристику, развитую прежде всего Платоном. В платонической общности тоже имеется своя вещность, телесность, материальность, но только уже не чувственного характера, а чисто смыслового, чисто мыслительного. Отличие умопостигаемого космоса, по Платону, от чувственного заключается только в том, что его «космос более ярких чувственных красок, в гораздо более красивом их расположении и в отсутствии всяких затемняющих моментов и всяких земных несовершенств»[15].
Эйдос у Платона выступает родителем, а материя как матерь, а реальные вещи есть порождение эйдоса и материи. Это представление в античности наиболее устойчиво, что даже у Плотина первичное порождающее начало характеризуется как “отец”, умопостигаемый космос как “сын” и чувственный космос как дальнейшие порождения умопостигаемого космоса. Это - исходная интуиция всего античного мировоззрения.
Однако, эта исходная аксиома уже требует установить, что такое есть этот абсолютно разумный характер космоса, или его ум, что такое движущая и творческая сила этого ума, или души, и что такое окончательное осуществление этого ума и этой души, а именно тела космоса.
В рамках обыденного, мифологического, религиозного и научного познания удавалось создавать стройную картину Вселенной, которая удовлетворяла запросы эпохи и была адекватна духовным исканиям общества. Предельно гармонична античная концепция Космоса; сам этот термин указывает на лад, строй, порядок, красоту, что всегда подчеркивалось исследователями античной цивилизации. В «Тимее» Платон приходит к выводу: главное для человеческой души – подражать движению небесных тел, ибо они прекрасно вращаются целую вечность и небо всегда одинаково симметрично, гармонично, безо всякого нарушения. Этот космос вечно переходил от хаоса к всеобщему оформлению и от этого последнего к хаосу. Подобное вечное круговращение хаоса и космоса было в античности не только понятно и убедительно, но также успокоительно и утешительно.
А как же боги? В античной мифологии сам Космос порождает богов, которые являются не чем иным, как олицетворением природных сил и законов. Космос и есть абсолютное божество, вечное, никем не созданное; самодостаточное, задающее рамки человеческого бытия, определяющее судьбу человека. Абсолютный космологизм античной культуры породил гармоничное восприятие мира, однако, ветер перемен привел к его закату. Почему? Космос ведь «не кто, а что»[16], поэтому при всей стройности данное мировоззрение далеко от личности, носит внеличностный характер. Обожествление звездного неба имело оборотную сторону: обезличивание человека, что остро почувствовали неоплатоники, проложившие путь античной интеллигенции к христианству, к вере в личного Бога. Космоцентризм с неизбежностью должен был смениться теоцентризмом.
Слово «космос» в его донаучном и дофилософском смысле означало «порядок» в противовес «хаосу». Оно применялось для обозначения воинского строя, государственного устройства. Применительно к устройству мира этот термин начал использовать Гераклит, а музыкально-математической гармонии Космоса, его упорядоченности учил Пифагор. Общей доминантой для древнегреческих мыслителей было поэтому понимание мира как законченного, прекрасного и упорядоченного целого, заключенного в определенные границы и пронизанного жизнью (Эросом). В диалоге Платона «Тимей», этой вершине античной космологической мысли, Космос трактуется как единое живое существо. Начертав картину возникновения и устройства мироздания, Платон заключает: «Ибо восприняв в себе смертные и бессмертные живые существа и пополнившись ими, наш космос стал видимым живым существом, объединяющем все видимое, чувственным богом, образом бога умопостигаемого, величайшим и наилучшим, прекраснейшим и совершеннейшим, единым и однородным небом». Ясно, что в системе космоцентрического мировоззрения человек выступал органичной частью мирового процесса и реально ощущал себя «микрокосмом».
Несложно заметить, что античное понимание природы (неделимое внутреннее начало, определяющее рост, характер, нрав, способности некоего «существа»), равно и античное понимание космоса (вечно воспроизводящий порядок завершенного в себе целого), выводится земледельческими «трудами и днями».
Сознание греков историки называют космичным, где под космизмом понимается мировосприятие, в котором все события внутри и вне "Я" причастны космосу. Греки сами в своем языке раскрыли тайну понимания личности, выразив термином "сома", что есть ни что иное как "тело", понятие личности. Личность - это хорошо организованное и живое тело. В этом и проявляется огромный внеличностный и, одновременно, возвышенный космологизм античности. Важно подчеркнуть, что единство человека и космоса не достигается в деятельности человека, оно не становится, не творится, а изначально и предзадано. Космос же представляется воплощением вечного закона круговорота.
1. Асмус, В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высш.шк., 1998. – 400 с.
2. Лосев, А.Ф. История античной эстетики/ А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во «АСТ», 2000. – 960 с.
3. Рассел, Б. История западной философии/ Б.Рассел. – С.-П.: Изд-во «Азбука», 2001. – 358 с.
4. Хайдеггер, М. Время и бытие/ М.Хайдеггер. – С.-П.: Изд-во «Наука», 2007. – 622 с.
5. Шубин, В. Пути европейской цивилизации: от космоса к картине мира/ В.Шубин//N – T.ru. – 2007.
6. Самопознание и саморазвитие [Электронный ресурс]: Космос, хаос и судьба. – Киев. – 2008 г.- Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lose008/txt39.htm
[1] Лосев, А.Ф. История античной эстетики/ А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во «АСТ», 2000. – С. 247
[2]Архе - дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности.
[3]Самопознание и саморазвитие [Электронный ресурс]: Космос, хаос и судьба. – Киев. – 2008 г.- Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lose008/txt39.htm
[4]Лосев, А.Ф. История античной эстетики/ А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во «АСТ», 2000. – С. 139
[5] Там же. С.153
[6]Шубин, В. Пути европейской цивилизации: от космоса к картине мира/ В.Шубин//N – T.ru. – 2007
[7]Асмус, В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высш.шк., 1998. – С. 353
[8] Асмус, В.Ф. Античная философия: - 3-е изд. – М.:Высш.шк.,1998. – С. 92
[9]Самопознание и саморазвитие [Электронный ресурс]: Космос, хаос и судьба. – Киев. – 2008 г.- Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/lose008/txt39.htm
[10]Шубин, В. Пути европейской цивилизации: от космоса к картине мира/ В.Шубин//N – T.ru. – 2007
[11] Платон, Федон С. 110b-111с
[12] Платон, Тимей С.28
[13] Платон, Тимей С. 47e – 53c
[14]Шубин, В. Пути европейской цивилизации: от космоса к картине мира/ В.Шубин//N – T.ru. – 2007
[15]Рассел, Б. История западной философии/ Б.Рассел. – С.-П.: Изд-во «Азбука», 2001. – С. 172
[16]Шубин, В. Пути европейской цивилизации: от космоса к картине мира/ В.Шубин//N – T.ru. – 2007