Во-первых, если мы не признаем сознание аспектом (ипостасью) субстанции, то возникновение феномена сознания из бессознательной в себе субстанции становится совершенно необъяснимым. Ауробиндо по сути повторяет аргумент Лейбница из "Монадологии"[518]. Аналогичным образом и в том же смысле Ауробиндо сравнивает отношение между сознанием и "телесным механизмом" с отношением между силой пара и паровой машиной: "Наш физический организм не более объясняет или производит мысль и сознание, чем устройство двигателя объясняет или производит движущую силу пара или электричества"[519]. То же самое, с точки зрения Шри Ауробиндо, можно было бы сказать и об отношении сознания к языковым и прочим структурам, используемым сознанием в качестве инструментов (пусть даже в качестве инструментов самовоспроизводства).
Шри Ауробиндо приходит к тому же выводу, что и Лейбниц: "Ничто не может развиться из материи[520], что уже не содержится в ней"[521].
Во-вторых, если мы признаем субстанцию в себе лишённой сознания, то всякое отношение между сознанием и субстанцией, а также, в более широком смысле, между различными уровнями сознания (принимая бессознательную субстанцию за некий "нулевой" уровень) становится также совершенно необъяснимым[522].
Итак, Шри Ауробиндо считает доказанным, что сознание является одним из аспектов Абсолютной Субстанции как некая сознательная сила. В санскритской терминологии веданты это понятие обозначалось издревле термином cit-?akti (чит-шакти), который Ауробиндо переводит на английский язык калькой Consciousness-Force.
"Ввиду всего изложенного, слово “сознание” неизбежно должно принять другое значение. Оно более не значит то же, что “разумность”, но означает некую самосознающую силу бытия"[523]. Эта сила едина в том, что в отношении к человеческому уровню сознательности является бессознательным (unconscious - в неорганической материи), подсознательным (subconscient - в растительном царстве), сознательным (в животном и человеческом царствах) и сверхсознательным (superconscient - высшие уровни сознания, полное развитие которых составляет задачу будущей эволюции человечества).
Эта Сознательная Сила, с одной стороны, трансцендентна - не только человеческому сознанию, но и всему миру явлений - в том смысле, что как таковая (как "вещь в себе" или её аспект) она абсолютно непостижима ни для человека, ни для какого иного конечного сознания; она может быть постижима лишь в своих бесконечно разнообразных проявлениях, в той игре сил на её поверхности, которая и составляет весь мир явлений (в этом отношении Чит-Шакти Шри Ауробиндо подобна Алая-Виджняне буддистской школы виджнянавадинов). Но, с другой стороны, поскольку Абсолют в неоведанте традиционно понимается не только как трансцендентный, но и как имманентный, Чит-Шакти имманентна всему сущему, так как все явления суть её непосредственные следствия, развёртывания или способы действия[524].
Итак, главными вопросами "философии сознания" Шри Ауробиндо являются: 1) как возникает феномен сознания (в том числе человеческого) из Единой Субстанции? 2) каково отношение между различными уровнями в "иерархии" сознания (а также между сознанием и субстанцией или, иначе, между мышлением и бытием).
Ответ на первый вопрос вытекает из доказанной выше укоренённости сознания в сам?й абсолютной субстанции. Материя, по определению Шри Ауробиндо, есть форма Единой Субстанции (элементарная и базовая для всех остальных форм): "Материя есть форма субстанции бытия, которую принимает существо Саччидананды, когда предаётся этому феноменальному действию своего сознания и силы"[525]. Следовательно, материя как таковая должна быть производна в том числе и от Абсолютного Сознания (Чит): "В материи Чит, или Сознательная Сила, сосредотачивается [masses itself] всё больше и больше для того, чтобы противостоять другим массам этой же Сознательной Силы"[526]. Следовательно, из того, что Абсолют в одном из своих аспектов есть Сознательная Сила, вытекает также, что материя должна содержать в себе - в скрытом или потенциальном виде - элементарную форму сознания. Такой элементарной формой сознания Ауробиндо называет читту - единую материю сознания, модификациями которой являются все возможные формы проявления сознания. Как явствует уже из самого названия, читта производна от Чит, Абсолютного Сознания, и является его первичным, далее неразложимым феноменом, основой и материалом для эволюции всех более сложных и высоких форм сознания.
Читта определяется Шри Ауробиндо как "материя сознания", механистичная в своих реакциях. Эта механистичность является основным её атрибутом, но диалектический процесс самопревосхождения позволяет читте развивать из себя самые высшие формы сознания, где механизм присутствует лишь в "снятом" виде.
Подавляющее большинство проявлений читты "бессознательны" по отношению к человеческому разумному сознанию, однако, и человеческое, и более высокие формы сознания могут воплощаться и проявляться лишь в материи читты. В этом смысле читту можно назвать в терминах Кузанца "абсолютным минимумом" сознания, который совпадает с максимумом.
Наиболее важная функция читты, присутствующая во всех формах сознания, - это память. Видимо, способность к сохранению памяти объясняется тем, что читта - наиболее инертная, механистичная форма сознания, и потому способна сохранять в своих реакциях направление, однажды принятое под воздействием внешней силы, пока она не испытает на себе действие большей силы. Именно в силу этой своей способности читта оказывается бездонным вместилищем памяти, причём не только осознаваемой более высокими формами сознания, доступной им, но, главным образом, неосознаваемой "памяти атомов и клеток", в которой запечатлена, согласно Шри Ауробиндо, вся эволюция форм материи (ибо ничто в мире не исчезает без следа).
Возникновение более высоких форм сознания из элементарной читты также можно отнести к проблеме возникновения сознания, так как элементарная читта ещё не даёт нам объяснения феноменов сознания, подобного человеческому.
Общий механизм возникновения более сложных форм сознания на основе более простых Шри Ауробиндо описывает в терминах эволюционной теории. Однако, общее понимание эволюции у него существенно отличается от дарвинистского, поскольку он считал эволюцию неразрывно связанной с инволюцией. В полном согласии с Гераклитом, которому принадлежит изречение "Путь вниз и путь вверх - один и тот же"[527], Ауробиндо считал, что эволюция материи, развитие из неё более одухотворённых форм, с логической необходимостью предполагает инволюцию духа, воплощение в материи соответствующей силы или потенции Духа как "высшего полюса" Абсолюта, абсолютного максимума. В общем виде механизм перехода эволюции материи на новую ступень развития Ауробиндо представлял следующим образом: когда развитие сознания, воплощённого на некотором уровне материи, достигает определённой зрелости, то становится способным уловить отражение более высокого принципа, или формы, Абсолютного Сознания. В то же время это новое отражение Чит-Шакти есть не что иное, как некая новая форма силы, готовая соединиться с новым инструментом, или проводником, возникновение которого стало возможным благодаря развитию предшествующей эволюционной формы материи-сознания: "То, что необходимо - это обработка, которая приводит низшую градацию бытия к той точке, в которой высшее сможет проявиться в ней; в этой точке давление (к.м. - Е.Ф.) с некоторого более высокого плана, где преобладает новая энергия, может содействовать более или мене быстрому и решительному переходу путём скачка или ряда скачков, - когда за медленным, крадущимся или даже скрытым действием следует разбег и прыжок через границу. Примерно таким видится переход от низших к высшим ступеням сознания в Природе"[528]. Этот скачкообразный переход объясняет, по мнению Ауробиндо, трудность нахождения "недостающих звеньев" между более высокими и низкими формами жизни. Можно, таким образом, сделать вывод, что каждая более высокая форма сознания есть результат "эволюционного сотрудничества" между Духом и Материей.
Посредством такого механизма, в чём-то аналогичного шеллинговскому "потенцированию", в материи элементарной читты воплощаются, во-первых, "витальное сознание", свойственное растениям, затем "психическое сознание", свойственное животным. Уровень элементарной читты Ауробиндо именует - только в терминах человеческого сознания - "бессознательное" (unconscient); в этих же терминах растительное и отчасти животное сознание обозначаются им как "подсознательное" (subconscient).
Общий принцип соотношения между более высокими и более низкими формами сознания заключается в том, что все высшие формы сознания в "снятом" виде содержат все более низкие формы (своё "эволюционное прошлое"). Но, поскольку эволюция Материи у Ауробиндо имеет своим обратным аспектом инволюцию Духа, то каждый уровень сознания заключает в себе не только низшие уровни в снятом виде, но и все высшие уровни в свёрнутом, латентном или зачаточном виде. В результате каждый уровень и каждая форма сознания оказываются у Ауробиндо "голографическими сколками" Абсолютного Сознания во всём разнообразии форм его проявления[529].
Центральный пункт эволюции сознания в материи, по Шри Ауробиндо, - возникновение человеческого "сознательного сознания", или разумности (intelligence), которую Шри Ауробиндо в традиционных санскритских терминах определяет как манас.
Манас, согласно Ауробиндо, - это, прежде всего, "чувственный ум" (sense-mind). Подобно Бергсону, Ауробиндо считает разум "эволюционным приспособлением", выработавшимся у человека для вполне определённого круга практических задач. (Хотя манас как таковой не является отличительным признаком человека - многие его функции свойственны также и животным). Являясь, как и другие уровни сознания, "голографическим отражением" "вселенной сознания", разум содержит в себе проекции как нижестоящих, так и более высоких уровней сознания. Соответственно, внутри манасического плана Ауробиндо выделяет целых 10 подуровней, являющихся отражением всей эволюционной лестницы сознания, начиная от "физического ума" (sukshma anna - "тонкая пища") до высшего уровня манаса - Атмана, или "Я", помещённого в уме[530].