Категории сознания в неоведантизме Шри Ауробиндо
Е.В. Фалев
Шри Ауробиндо (1872-1950) - крупнейший представитель неоведантистского движения в индийской философии XX века. Как вдохновитель и организатор национально-освободительного движения в Индии, он заслужил всенародное признание и любовь (Рабиндранат Тагор назвал его "голосом Индии"). Но, находясь на взлёте политической карьеры, он оставил общественную деятельность ради занятий философией и духовной практикой.
Философия Шри Ауробиндо представляет тем больший интерес, что он получил воспитание и образование в Европе, в элитном Королевском Колледже при Кембриджском университете, где сохранялись высокие стандарты образованности, восходящие к эпохе Возрождения. Читать в оригинале греческих, латинских, французских, немецких классиков литературы и философии считалось здесь нормой. Молодой Ауробиндо был одним из лучших учеников Колледжа, и сформировался как философ на почве европейской философской традиции - больше всего его привлекали Гераклит, Гегель и, конечно, Кант. И уже через призму европейской философской парадигмы он стал усваивать, после своего возврата в Индию в возрасте 21 года, сокровища индийской мудрости - для истолкования которой он и в зрелом возрасте нередко использует понятия и методы европейской философии.
Это объясняет особое положение, которое Шри Ауробиндо занимает среди индийских философов: воспитанный в лучших традициях европейского философского критицизма и эмпиризма, он не был склонен принимать на веру освящённые вековым авторитетом догмы индийской философии. И даже после того, как он сам, путём опыта, размышлений и глубокого анализа Вед и Упанишад, стал находить в последних подтверждения своим открытиям, он старался излагать свои философские взгляды в самой рациональной, критической форме. Это преимущество сделало философское учение Шри Ауробиндо трудно доступным для изучения: в Индии немногие исследователи могли освоиться с высоким рациональным стилем его философских произведений, а в Европе исследователей отталкивала специфическая индийская терминология и сложнейшая метафизическая система. Но для тех исследователей, которые не побоятся этих видимых трудностей, откроется мир удивительно ясной и стройной мысли, соединяющей в гармоничное целое наилучшие достижения европейской спекулятивной мысли и восточной духовно-практической традиции.
Проблема сознания во все времена была одной из центральных для индийской философии, нацеленной на постижение "субъективной вселенной" объективными (то есть, общезначимыми, доступными для передачи) методами. Именно в индийской философии была разработана на протяжении веков самая точная и дифференцированная терминология для обозначения различных явлений сознания, его аспектов, уровней и функций. Шри Ауробиндо продолжает и развивает эту традицию, но при этом исходит, как уже было сказано, из достижений критической философии. Ауробиндо использует для творческой интерпретации веданты кантовские положения о трансцендентальной идеальности пространства и времени, о "чистом разуме", о "коперниканском повороте".
Индийской мысли оказался очень близок призыв Канта "не бояться идти против чувственной очевидности" и искать принципы, лежащие в основании всех явлений. Развивая эту мысль, Шри Ауробиндо призывает идти против всякой поверхностной очевидности - не только внешнего и внутреннего чувств, но и очевидности рассудка. Так, для европейского рационализма Нового времени "очевидно", что самое ближайшее человеку и "беспроблемное" - это его собственное сознание, мысль. Всё остальное, включая и Бога, рассматривается относительно субъекта как исходной точки. "Интегральная" точка зрения Шри Ауробиндо относится к этой точке зрения разума как коперниканская к птолемеевской: хотя астроном, как все, видит солнце поднимающимся над горизонтом и свою практическую жизнь строит в соответствии с этой видимостью, он всё же вряд ли скажет, что чувства свидетельствуют ему о вращении Солнца вокруг Земли, иначе получилось бы, что чувства в нём враждуют с разумом. Скорее, те же sense-data свидетельствуют астроному о вращении Земли вокруг своей оси, чем о вращении Солнца (астроном привычно воображает себе схему вращения Земли вокруг Солнца).
Чтобы отделить эти две точки зрения на солнце, пришлось ввести два имени для одного объекта: "Солнце" - для научно осмысленного представления о нём, и "солнце" - для обыденного, основанного на поверхностной очевидности чувств. Согласно Шри Ауробиндо, можно заключить, что не только в отношении астрономических объектов, но и всех предметов опыта, всегда возможно дальнейшее прояснение или возвышение точки зрения над поверхностной очевидностью, так что для одного и того же предмета опыта может понадобиться не два, а три и больше способов написания имени.
Так, для ментального субъектоцентризма "Я" есть конечный пункт рефлексии и последняя основа всякого обоснования. "Интегральная" точка зрения не оспаривает этого, как астроном не оспаривает, что имеет место событие "солнце взошло над горизонтом". Но фактам "интеллектуального опыта" даётся с этой интегральной точки зрения новое, более глубокое истолкование, показывающее, почему мы воспринимаем мир именно так, а не иначе. Таким образом, может понадобиться несколько способов написания слова "я" для обозначения его психологической очевидности, рациональной очевидности и более глубокого понятия о "я" с критически-интегральной точки зрения.
"Вещь в себе" и проблема сознания в неоведанте
Так же, как Кант, Шри Ауробиндо полагал, что "вещи в себе" недоступны нашему опыту - поскольку мы по определению имеем дело с тем, что является в опыте, то есть, с явлениями. Но, подобно Канту, он не считал, что непостижимость вещи в себе служит аргументом против её существования. Используя аргументацию, напоминающую кантовские рассуждения об "идеале чистого разума", Шри Ауробиндо показывает, что без "вещи в себе" вся система явлений рушится, теряя всякую опору. Явления опыта, по Шри Ауробиндо, логически предполагают некую трансцендентную основу, некий покой, стоящий за всяким движением, некое тождество, стоящее за всяким различием. Правда, в отличие от Канта и следуя традиции веданты, Шри Ауробиндо определяет эту "вещь в себе" как Абсолют; в терминах веданты - высший Атман (или Параматман), совпадающий с Парабрахманом, абсолютное бытие, совпадающее с небытием, Единое, постигаемое либо субъективно (как Атман), либо объективно (как Брахман).
"В себе" Абсолют совершенно неопределим, несказуем, превышает всякую противоположность. Но, поскольку Абсолют постигается нами на основе опыта мира явлений, в Нём выделяются (древней ведантистской традицией) три аспекта, момента или "ипостаси": Сат - абсолютное единое бытие; Чит - абсолютное сознание; и Ананда - абсолютное блаженство. Более или менее подобное понимание Абсолюта мы находим в европейской философской традиции, идущей от Платона и неоплатоников через Августина к Николаю Кузанскому и Лейбницу. Ближе всего к веданте трактовка этих трёх ипостасей Николаем Кузанским: 1) "Единство" - абсолютное бытие ("сат"), заключающее в себе потенциально небытие и тем самым всякую множественность; 2) "Равенство" - тождественное самому себе сознание (Логос), заключающее в себе в свёрнутом виде всякое различение; и 3) "Связь", которую можно понимать как блаженство, имеющее основой связь всего со всем и заключающее в себе потенциально всякую разобщённость. Другой вариант этого же учения - три атрибута монад у Лейбница: 1) бытие (субстанция); 2) восприятие (perceptio); 3) стремление (appetitio). Как видим, третья ипостась трактуется довольно различно тремя этими мыслителями, зато первые две понимаются довольно сходно. Также соглашаются они в том, что Абсолют есть "неслиянное единство" всех трёх ипостасей.
Итак, Чит, Абсолютное Сознание, есть одна из ипостасей Абсолюта. Это означает, что сознание - не просто неотъемлемый атрибут бытия как такового, но - в конечном счёте - сознание и бытие суть одно и то же[514].
Из трёх аспектов Абсолюта именно Чит является, по Шри Ауробиндо, трансцендентальной основой всего мира явлений - но не в качестве сознания некоего абсолютного субъекта, или Духа, объективирующего, отчуждающего себя в мир, а в качестве универсальной, безграничной и неопределимой Силы. Эта Сила проявляется в мире явлений как единая энергия, лежащая в основе всех явлений нашего опыта. Что все явления суть следствия или проявления единой Силы, Шри Ауробиндо считает доказанным всем ходом развития естествознания - он верил, что рано или поздно единая теория поля или иной формы единого взаимодействия в природе неизбежно будет открыта учёными. Почти в постмодернистских выражениях Шри Ауробиндо описывает мир явлений как "игру сил на поверхности этой Единой Силы" (superficial interplay of forces)[515].
Но есть ли у нас основания - ставит вопрос Шри Ауробиндо - считать эту силу, лежащую в основе всех явлений, сознательной, или даже сознательностью как таковой? На этот вопрос он отвечает, используя аргументы как из области философии, так и из области последних достижений современной ему науки.
Так, всемирную известность при жизни Шри Ауробиндо получили опыты индийского учёного Джагдиш Чандра Боса[516], экспериментально доказавшие наличие у растений элементарных реакций на человеческие поступки, слова и даже эмоции и мысли. По мнению Ауробиндо, эти опыты свидетельствуют о наличии у растений особой формы сознания - "витального" сознания. Даже в мире неорганической материи Ауробиндо видел проявления "пра-сознания" в таких феноменах, как "память" металлов (которую он понимал не столь аллегорически, как это принято у учёных), "усталость" упругих веществ и т. д.[517]
Философские аргументы Шри Ауробиндо в пользу единства сознания и бытия в основе своей не новы, как и учение, которое он защищает.