Смекни!
smekni.com

Философия стоицизма 2 (стр. 4 из 4)

-21-

легким сердцем принимать все то, предусмотрено? Но вместе с тем в его несистематизированных заметках мы находим мысль о свободе человека по воле богов: «Они устроили так, что всецело от самого человека зависит, впасть или не впасть в истинное зло. Марк Аврелий приводит слова Эпиктета: «Нет насилия, которое бы могло лишить нас свободы выбора».

Но вместе с тем император не призывает к активной борьбе со злом.

Все-таки надо принимать и жизни и смерть так, как они происходят. Жить надо так, как если бы каждый день был последним и каждое дело, которое ты делаешь, - последнее в твоей жизни дело. Таков правильный путь по которому должен идти человек. Но как на него выйти? В этом нам может помочь только философия.

«Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, что бы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное, - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основание бояться кому-либо их обратного изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным».

(Марк Аврелий. Размышления.)

-22-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, что бы он стоял выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное, - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основание бояться кому-либо их обратного изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным». (Марк Аврелий. Размышления.)

-23-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Античная философия. Сборник статей. М.: Высшая школа, 1995

2. Великие мыслители Запада. М.,1999.

3. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

4. Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996.

5. Губин В.Д. Основы философии. М, 1999г.

6. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994

7. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). М., 1996.

8. Крапивский С.Э. Общий курс философии – Волгоград, 1998г.

9. Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993.

10. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995

11. Мир философии. ч. 1. – М., 1991

12. Марзаев А.Н. Мировоззрение древнегреческих философов и его влияние на развитие греческой философии//Вопросы философии.-1990.-№5.-С.41-56.