Смекни!
smekni.com

Познание 3 (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет
(РГТЭУ)

Финансово-Экономический Факультет
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Контрольная работа по Философии

Тема 12: «Познание».

Выполнила:

студентка 2 курса; группа № 21

ФЭФ заочное сокращенное
Потемкина Ольга Алексеевна

Проверил: профессор Титов Вадим Александрович

Москва 2010

Содержание:

1.Эволюция форм познавательной деятельности человека………………стр. 3

2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание…….…………….стр. 6

3. Философское учение об истине………………………………………...стр. 17

4. Практика и ее роль в познании………………………………………….стр. 21

5.Список используемой литературы………………………………………стр. 24

1.Эволюция форм познавательной деятельности человека.

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.

Исторически первоначально проблемы методологии и логики познавательной деятельности человека разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика.

Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности.

С другой стороны, методология и логика познавательной деятельности человека несколько "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, принятые в науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

Начиная с Нового времени (XVI--XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющая постепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.

Характерной чертой современной науки является комплексное изучение как закономерностей развития и строения знания в наиболее общей - логико-философской форме, так и закономерностей развития конкретных направлений и ветвей науки. В рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научного познания.

Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук как физика, биология, химия.

Эмпирической базой разработки методологии и логики познавательной деятельности является история человека, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.

В современной науке принято различать общую и частную методологию.

В первой анализируются методы, общие для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного - междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.

Многоуровневость методологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимых внутри самой науки.

На этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.

2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание.

Чувственное познание.

К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов:

1) ощущения,

2) восприятия,

3) представления.

Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств.

Прикоснувшись рукой к предмету, мы можем сказать, что ощутили, например, что-то твердое и гладкое. Это — осязательное ощущение. Психологи насчитывают около 20 различных видов ощущений, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм человека. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним — чувство голода, жажды, болевые ощущения от внутренних органов и пр.

Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. Конечно, человеческие органы чувств способны уловить далеко не все свойства действительности. Но с помощью приборов человек расширяет свои природные возможности и делает доступным для своих органов чувств то, что непосредственно он ощущать не может. Поэтому наличие границ чувствительности не является непреодолимой преградой для познания мира.

Восприятие — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств.

Восприятие является результатом сложной психической деятельности, синтезирующей различные ощущения в одно целое (правда, некоторые психологи резонно отмечают, что между ощущением И восприятием не удается провести четкой границы). Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек улавливает при этом его сходство с другими объектами, узнает его, относит его к определенному классу или виду. На содержании наших восприятий сказываются наши интересы, чувства, настроения, желания, имеющийся опыт.

Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Но представления опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего виденного ранее. Однако материалом для создания новых образов всегда служат чувственные данные, взятые из прошлых восприятий.

Представление о крылатом коне Пегасе — продукт фантазии, ему не соответствует никакой объект действительности. Однако Пегас «сконструирован» из образов, источником которых являются восприятия реальных лошадей и крыльев.

Представления отличаются от восприятий меньшей степенью ясности и отчетливости. Вместе с тем они имеют более обобщенный характер. В формировании представлений возрастает роль знаний, мотивации, опыта, осмысления и истолкования их содержания.

Известно, что свидетели происшествия или преступления могут очень сильно расходиться в своих показаниях. Их представления о случившемся во многом зависят от того, как они его понимают и осмысливают. Люди могут, сами не осознавая того, «домысливать» недостаточно ясно увиденные или забытые подробности, опираясь на свои соображения и воображение.