Смекни!
smekni.com

Теория идеального государства Платона 2 (стр. 4 из 4)

8.3 Демократия

Со временем, по утверждению Платона, олигархия перерождается в демократию. И происходит это вследствие непрекращающейся борьбы между классами. В результате устанавливается равенство всех граждан перед законом и выборность должностей. Платон пишет: «Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию», усиливается раскол богатых и бедных. Это приводит к перевороту и установлению демократии. Этот строй характеризуется изменчивой и бурной политической жизнью, а также плохим управлением (каждый получает возможность заниматься тем, чем ему заблагорассудится, избираясь на ту или иную должность). Главный недостаток демократии - уравнение людей разного достоинства, некомпетентность, капризность, воля случая. Демократический человек. При демократии, в отличие от предыдущего строя, образуются три класса населения - богачи, народ и трутни. Последние уже были при олигархии, но там они не пользовались уважением, поскольку не преумножали своего богатства. В демократическом же государстве, говорит Платон, они занимают чуть ли не все государственные посты, потому что на эти должности избираются, как правило, не те, кто имеет способности к тому или иному виду деятельности, а те, кто умеет производить впечатление на толпу. Самое большое обвинение против демократии для Платона состоит в том, что в жизни демократического человека нет порядка: «такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию… Так как в жизни такого человека нет необходимости, он сам считает ее приятной, вольной и блаженной».

8.4 Тирания

Из демократии вырастает ее продолжение и противоположность - тирания: «Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется победой в неразбавленном виде…». Платон считает тиранию наихудшей из форм правления, там царит беззаконие, доносительство, уничтожение противников.

Воспользовавшись избытком свободы и беспорядком, к власти приходит тиран. Продолжая укреплять свою власть, он вынужден уничтожать всех, кто мог бы ему перечить. Зачастую это лучшие граждане страны. Репрессии и происходящее при этом оскудение казны, приводят к росту недовольства среди народа. В результате, ради сохранения своей власти тирану приходится усилить гонения на недовольных, а также вести бесконечные войны с соседями для того, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем. В конечном счете, тиран, боясь и внутренних, и внешних врагов, окружает себя наемниками и льстецами. Жизнь тиранического человека –переполнена животными страстями и страхами. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. На первый план выходит удовлетворение своих желаний, не сдерживаемое более традицией, моралью, убеждениями. Сильнейший здесь всегда прав. Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю — правлению мудрых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благими намерениями вымощена дорога в ад. (пословица.) Государство, по Платону, представляет собой жанр утопии, т.е. несбыточных проектов. Платон чувствует, что греческая цивилизация клонится к упадку. Смириться с этим он не мог, а выход ему представлялся только в форме возврата к прошлому. Его представления об аристократическом правлении философов и стражей- воспоминание о родовой аристократии, о героических временах. Оттуда идеи единства и общности имущества. Впоследствии его идеи, касающиеся построения идеального государства, легли в основу произведения Т. Мора «Утопия», а в литературе – в основу антиутопий Дж. Оруэлла, Е. Замятина, О.Хаксли и др. Но в этой утопии есть и положительная черта. С редкой ясностью Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. Против этого трудно возразить. Ведь только так можно получить наибольшую отдачу от каждого гражданина. В современном обществе часто приходится наблюдать, как люди не могут реализовать себя на работе, потому что не имеют возможности занять должность, которая бы полнее соответствовала их способностям. В то же время другие люди беспрестанно меняют род занятий, не принося обществу той пользы, которую бы могли принести, занимаясь тем, что у них получается лучше. И понятно, что если такой род занятий определен для каждого человека, то любая смена рода деятельности для этих людей влечет за собой уменьшение эффективности их труда, так как это будет переход от лучшего к худшему. Политическая теория Платона содержала в зародыше весь спектр будущей европейской политической мысли. И самое важно, что можно дополнить к роли Платона в мировой философии – это высказывание, которое сделал Уайтхед: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Асмус, В.Ф. История античной философии: Высшая школа. — М.:

1989. — 175 с.

2 Асмус, В.Ф. Платон. — М.: Мысль, 1990. — 220 с.

3 Ильин, В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,

2003. – 732 с.

4 Темнова, Е.И. Образ идеального государства у Платона, Аристотеля

и Цицерона. – М.: Мысль, 1998. – 798 с.

5 Щербаков, А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. —

Краснодар.: Ч.П., 1994. — 546 с.