Гуманизм делает шаг, невозможный для предшествующих форм христианского мировоззрения (основные из которых патристика и схоластика), — личность становится отправным пунктом и основой мировоззрения.
Оставаясь христианами, представители Возрождения меньше придают значения обрядовой и культовой стороне религиозной жизни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекают идеи, содержащиеся в дохристианских античных религиозных учениях.
Античная греко-римская культура стает предметом самого внимательного изучения, преклонения и подражания.
В эпоху Ренессанса мыслители смело критикуют авторов и учения средневековья, например, Аристотеля, освободившись от власти авторитетов.
Мировоззрению эпохи Возрождения также присущ удивительный вкус к искусствам.
Обращение к античным авторам, как к первым учителям человеческого в человеке прочно связало возрожденческий гуманизм со словесностью, с культурой слова. Красота языковых форм и речи воспринимается гуманистами Возрождения в качестве важнейшей части изящества человека. Филологическая культура гуманистов отнюдь не свелась лишь к воскрешению и акцентированию того, что было известно античности. Напротив, в области словесности ими был сделан шаг вперед огромной важности. Благодаря этому шагу возрожденческий гуманизм можно считать открывателем и создателем основ филологии как науки. Язык становится предметом рефлексии. Работа с текстами оказывается одним из важнейших компонентов ученых занятий гуманистов того времени.
Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Самореализация личности мыслится гуманистами, прежде всего в плане художественно-эстетическом.
Эпоха Возрождения дарит миру работы Джованни Пико делла Мирандолы, Франческо Петрарки, Леонардо да Винчи, Леонардо Бруни, Бернардино Телесио, Рене Декарта, Галилео Галилея и многих других выдающихся авторов.
Творчество Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея отражало стремление к углубленному и достоверному познанию природы и окружающего мира (натурфилософия), и способствовало изменению образа мира, представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что мировоззрения этих двух эпох во многом похожи. Мыслители Ренессанса опираются на философию античности, но не следуют слепо ей, а перерабатывают, осмысливая, дополняя или отрицая ее.
Как софисты в эпоху античности, эпоха Возрождения восхищается человеком, но в более широком смысле, не ограничиваясь физическим совершенством тела, затрагивая человеческую духовность, возможности познания и творчества.
Как в античные времена говорил Аристотель «человек – животное общественное», так и в эпоху Ренессанса, человек рассматривался, прежде всего, как природное существо, но уже через призму освобождения от церковного влияния (секуляризация).
Ренессанс – это, прежде всего, свободное осмысление произведений античности, отказ от готовых и неизмененных истин.
Античность становится основой гуманизма Возрождения, а из-за исторической дистанцированности, дает толчок к смелым измышлениям и идеям, от чего эпоха Возрождения приобретает яркость и полноту бытия.
Ренессанс ощущает себя как новый, свободный, творчески раскованный век: от темноты к свету, ото сна к пробуждению.
Философы Ренессанса считали, что возрождают интерес к античной философии и науке, но, часто того не видя, создавали новое мировоззрение.
2. Выделить ключевые понятия в философии Сократа.
· Философия по Сократу – учение о том, как следует жить.
· Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм).
· Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше. «Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum).
· Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. То есть знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.
· Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения.
· Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания.
· Знание есть источник нравственного развития общества.
Таким образом, Сократ – рационалист и объективный идеалист, так как главная движущая сила развития общества – знание (то есть идеальное начало).
· Истина не возникает и не находится в голове отдельного человека в готовом виде, а рождается в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину (майевтика).
· Нравственные ценности – ум, бескорыстие, интуиция, следование долгу, служение добру.
· Различие между добром и злом носит абсолютный, а не относительный характер. Знание что такое зло и что такое добро, делает человека добродетельным.
· Если нет точно определенного понятия, то нет и знания о предмете.
· Власть в государстве должна принадлежать «лучшим», то есть опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления людям.
3. Прочитать и проанализировать главу «Великий инквизитор» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (книга 5 «Pro I contra»).
Глава «Великий инквизитор» романа Достоевского «Братья Карамазовы» начинается с рассказа Ивана Карамазова своему брату Алексею и затрагивает тему религии и веры. Речь идет о времени инквизиции «когда во славу Божию в стране ежедневно горели костры и в великолепных аутодафе сжигали злых еретиков».
Бог наделил человека свободной волей и возможностью выбора, в том числе и в вопросах, касающихся совести и веры. Но человек слаб, и порочен, он боится своей свободы и не знает, что с ней делать. По мнению Великого Инквизитора – свобода – «корень всех зол», делающих несчастными, как отдельных людей, так и общество, сеющая раздоры в душе и мире человека. «Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее», - утверждает Инквизитор.
В человека нельзя было изначально закладывать свободу выбора, поскольку «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается».
Инквизитор считает, что человеку для его счастья нужна отнюдь не свобода, а чудо, тайна и авторитет. Он обвиняет Христа в том, что тот не хочет любви к Богу, навязанной при помощи авторитета и чудес, а жаждет именно свободной и осознанной любви. Та «церковь», представителем которой является Инквизитор, уже «нашла ключи» к успокоению человеческой совести, подменив осознанную любовь преклонению перед авторитетом церкви и ее догмами. «И люди обрадовались, что их вновь повели, как стадо, и что с сердец их снят, наконец, столь страшный дар, принесший им столько муки».
Как мне кажется, в главе Достоевский перекладывает свою точку зрения на христианство, высказываясь за ложные представления об истинной вере, он все же не является истинным атеистом. Он лишь выявляет открытый порок общества к стремлению быть счастливым в подчинении, особо не задумываясь, кому и что впоследствии за это придется платить. Достоевский четко дает понять, что люди, слабые и порочные, не могут сами принять какую-либо из сторон, все время, колеблясь в своих убеждениях и стремлениях. Они целуют ноги Христа, а затем беспрепятственно наблюдают за его «арестом», подавленные авторитетом Инквизитора. Люди убеждены в идеальном божественном начале, но они стремятся к покою, почти счастью, что им не нужно принимать решения, за них это сделают те, кому они подчинены. И в конце главы, Достоевский устами Инквизитора, измышляя о всепрощении истинного Творца, по-прежнему непреклонен «оставаясь в прежней идее». Он знает, что не прав, эгоистично властвуя нал слабыми и ведомыми умами, но поделать ничего не может, встав на иной путь.
4. Как Вы понимаете высказывание Гераклита: «Прекраснейшая из обезьян безобразна среди людей»?
Мне кажется, что здесь имеется в виду тот факт, что каковы бы ни были достоинства (ум, красота, сила, выносливость и т.п.) обезьяны, наряду с человеком, по сути, существом другого вида, она все равно останется существом несопоставимым с кем или чем бы то ни было, кроме обезьян. С точки зрения эволюции, человек стоит выше, поэтому априори он будет чуточку лучше. Но если взять, к примеру, нечто возвышенное и прекрасное, то в сравнении с этим человек будет так же, как и обезьяна, безобразен.
Список использованной литературы.
1. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., "Наука", 1991. Том 9-10.
2. Шаповалов В.Ф. Основы философии: От классики к современности. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
4. Ненашев М.И. Философия: лекционный курс. – СПб.: Петербург, 2002.
5. Сизов В.С. История философии. - М., 2004.