Смекни!
smekni.com

Философия Ницще (стр. 2 из 3)

4. «Так говорил Заратустра»

Использованный Ницше образ персидского мыслителя Заратуштры («Так говорил Заратустра») после разъяснения Ницше не выглядит случайным. Чтобы было понятным парадоксальное решение Ницше вложить в уста Заратустры свои мысли, прямо противоположные всему учению исторического Заратуштры, Ницше пишет: «Меня не спрашивали, меня должны были бы спросить, что, собственно, означает в моих устах, устах первого имморалиста, имя Заратустры: ибо то, что составляет огромное, единственное значение этого перса в истории, является прямой противоположностью мне. Заратустра первый увидел в борьбе добра и зла истинное колесо в движении вещей, - перенесение морали в метафизику, как силы, причины, цели в себе, есть его дело». «Заратустра создал это роковое заблуждение, мораль: следовательно, он должен быть первым, который познает его».

«Вся история есть не что иное, как экспериментальное опровержение тезиса о «Нравственном миропорядке»: - важнее всего, что Заратустра правдивее всякого другого мыслителя. Его учение и только оно одно считает правдивость высшей добродетелью…».

5. Имморализм у Ницше.

Ницше прав в своей критике лицемерия и ханжества существующих форм морали, особенно христианской морали. Но Ницше не прав в отбрасывании общечеловеческих норм морали и ценностей, особенно величайших заповедей: «Не убий», «Не укради», «Не лги».

Мораль – враг естества, направлена против инстинктов жизни и самой жизни. Поэтому мораль противоестественна. Она осуждает жизнь. Ницше имеет в виду, прежде всего, христианскую мораль, названную им «моралью рабов». Ницше опирается на положения философии Шопенгауэра: «как отрицание воли к жизни – эта мораль есть инстинкт декаданса». То есть упадка.

Ницше делает категорический вывод: «мораль и религия целиком и полностью относятся к психологии заблуждения».

Ницше выступает не просто с позиций имморализма, но и антигуманизма, когда говорит: «…именно человек есть самый лучший хищный зверь. Лучше всего он чувствует себя, глядя на трагедии, на бои быков, на распятия; и когда он изобрёл ад, последний сделался небом на земле». «О, братья, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно ещё подтолкнуть!». «…В ком же, однако, величайшая опасность для будущих людей! …вред добрых людей есть самый вредоносный вред». «Добрые всегда были началом конца. …Разбейте добрых и справедливых… во лжи добрых были вы рождены и запрятаны. Всё было в основе своей наврано и искривлено добрыми.». «Именно созидающие тверды». «Эту новую скрижаль, братья мои, ставлю я над вами; сделайтесь твёрдыми!».

В дискуссиях по философии Ницше часто выдвигают такие аргументы: нельзя вырывать отдельные положения из работ Ницше и по ним судить о всей его философии. Это не отдельное положение, а сама суть и главное содержание философии Ницше, имеющие небезобидный характер. Она приводила и может привести к самым чудовищным теориям и движениям. На философию Ницше уже пытались опереться и соединяли со своей расовой теорией национал-социалисты Германии и современные неофашисты. Сам Ницше не выдержал картины избиения лошади перед окнами своего дома, что обострило его болезнь и положило конец всему его творчеству. Что испытал бы он, если бы дожил до более страшных ужасов гитлеровских концлагерей и ГУЛАГ’ов.

Ницше мог только предвидеть, что XX век станет наиболее трагическим веком, когда писал: «Я обещаю трагический век: высшее искусство в утверждении жизни, трагедия, возродится, когда человечество, без сострадания, будет иметь позади себя сознание о самых жестоких… войнах…».

Ницше критиковал немцев за войны, которые они вели и которые задержали процесс объединения Европы. С симпатией смотрел на Россию, как на последнюю из существовавших империй. Видел кризис общества и культуры, проявлявшийся в росте алкоголизма, кризисе семьи. Но выход из него представлял со своих антигуманистических позиций. Мечтал о времени, в котором один народ хотел быть господином над другими народами. Выход из кризиса семьи видел в полном подчинении женщины мужу. Он рассматривал демократию как проявление упадка. Демократия, действительно, в двадцатом веке пережила глубокий кризис, явилась ступенькой прихода к власти тоталитарных режимов в Италии, в Германии. Демократия как форма политической власти содержит массу изъянов, но именно западные демократии обеспечили эволюционный путь развития общества и становление гражданского общества.

6. Соловьев и Ницше

Часто выдвигают аргумент в защиту учения Ницше о сверхчеловеке, ссылаясь на выдающегося русского философа Владимира Соловьёва, у которого тоже есть положение о сверхчеловеке. Владимир Соловьёв понимал сверхчеловека как «обоженного» человека, или «богочеловечество», то есть, прежде всего, как человека морального. Сверхчеловек Ницше стоит по ту сторону добра и зла, то есть над всякой моралью.

Взгляды Ницше противоположны взглядам Владимира Соловьёва: «…не щади своего ближнего! Человек есть нечто, что должно быть побеждено». «Побеждай самого себя ещё и в своём ближнем». «Кто не может приказывать, тот должен повиноваться». «Поэтому, о, братья мои, нужна новая аристократия, которая будет противником всякой черни и всякой демократии…, ибо, братья мои, лучшее должно господствовать, лучшее и хочет господствовать». «Ныне именно мелкие люди сделались господами; все они проповедуют покорность и примирение». «Человеческое общество, это лишь попытка – так учу я – долгое искание; но оно ищет повелителя!». «Человеку нужно ещё худшее, чтобы он сам стал ещё лучше и злее».

На философию Ницше могут опереться милитаристы и экстремисты: «Отказ от войны есть отказ от великой жизни…». Ницше хотел видеть мужчину, способным к войне, а женщину, способной к деторождению. «Я лишь прелюдия для лучшего игрока, братья мои».

7. Заключение:

Приведённые в данной работе положения философии Ницше – это убедительное доказательство небезобидности его слов и пророчеств. Стремление отбросить общечеловеческие нравственные принципы, выдвинутые в Ветхом Завете и ещё раз высказанные в Новом Завете, являются обязательными принципами всего человеческого общества. Без них не было бы ни человеческого общества, ни человека. Поэтому мораль, наряду с историческим характером, изменением своих форм и нравственных принципов, имеет абсолютный характер, обще значимость для всех людей и народов в духе категорического императива Канта и библейских заповедей: «Не убий», «Не укради». Сама история XX века со всеми своими трагедиями показала губительность взглядов Ницше, подтвердила значение общечеловеческих ценностей и нравственных принципов.

Так кто же такой Фридрих Ницше? Он был и остается самым загадочным и оригинальным философом. Фридрих Вильгельм Ницше и сейчас, спустя столетие после своей смерти, продолжает будоражить умы людей. Можем ли мы в XXI веке утверждать, что приблизились к пониманию феномена Ницше? «Заблистать через 300 лет – вот моя жажда славы», – говорил он, предвидя, что останется непонятым как современниками, так и ближайшими потомками.

8. Список использованной литературы:

1. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева; Ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005.

2. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005. — 556 с. ISBN 5-902764-07-6

3. Марков, Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: Владимир Даль: Русский остров, 2005. — 786 с — (Мировая Ницшеана).

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ницше,_Фридрих_Вильгельм


9. Приложение:

a. Портрет.

b. Цитаты.

"Бог умер."

"Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным правом; но "Бог еще менее может существовать без неумных людей" - этого Лютер не сказал!"

"Если Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи, вершащего правосудие: судья, и даже милосердный судья" не есть предмет любви."

"Злой бог нужен не менее доброго - ведь и своим собственным существованием ты обязан отнюдь не терпимости и филантропии... Какой прок от бога, которому неведомы гнев, зависть, хитрость, насмешка, мстительность и насилие?"

"Без догматов веры никто не смог бы прожить и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны. Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказаться и заблуждение."

"Темой для великого поэта могла бы стать скука Всевышнего после седьмого дня Творения."

"В каждой религии религиозный человек есть исключение."

"Верховный тезис: "Бог прощает кающемуся", - то же в переводе: прощает тому, кто покорствует жрецу..."

"Догмат о "непорочном зачатии"?.. Да ведь им опорочено зачатие..."

"Чистый дух - чистая ложь."

"Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты, нежели выслушивать доводы."

"Слово "христианство" основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте."

"Основатель христианства полагал, что ни от чего не страдали люди сильнее, чем от своих грехов: это было его заблуждением, заблуждением того, кто чувствовал себя без греха, кому здесь недоставало опыта!"