Человеческий разум в силу своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит. И в то время как многое в природе единично и совершенно, не имеет себе подобия, он придумывает параллели, соответствия и отношения, которых нет. Разум человека всѐ привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял, – потому ли, что это предмет общей веры, или потому, что это ему нравится. Каковы бы ни были сила и число фактов, свидетельствующих о противном, разум или не замечает их, или пренебрегает ими, или отводит и отвергает их посредством различений с большим и пагубным предубеждением, чтобы достоверность тех прежних заключений осталась ненарушенной. И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали выставленные в храме изображения спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа, признаѐт ли он теперь могущество богов, спросил в свою очередь: «А где изображения тех, кто погиб после того, как принѐс обет?» Таково основание почти всех суеверий – в астрологии, в сновидениях, в поверьях, в предсказаниях и тому подобном.
Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек, скорее, верит в истинность того, что предпочитает. Он отвергает трудное – потому что нет терпения продолжать исследование; трезвое – ибо оно неволит надежду; высшее в природе – из-за суеверия; свет опыта из-за надменности и презрения к нему, чтобы не показалось, что ум погружается в низменное и непрочное; парадоксы – из-за общепринятого мнения. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум.
Человеческий ум по природе своей устремлѐн на абстрактное и текучее, мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться. Таковы идолы, которых мы называем идолами рода.
Одни умы склонны к почитанию древности, другие увлечены любовью к новизне. Но не многие могут соблюсти такую меру, чтобы и не отбрасывать то, что справедливо установлено древними, и не пренебречь тем, что верно предложено новыми. Это наносит большой ущерб философии и наукам, ибо это, скорее, следствие увлечения древним и новым, а не суждения о них. Истину же надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен.
Итак, об отдельных видах идолов и об их проявлениях мы уже сказали. Все они должны быть отвергнуты и отброшены твѐрдым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобождѐн и очищен от них.
Порочные же доказательства суть как бы защита и прикрытие идолов. Те доказательства, которые мы имеем в диалектике, сводятся почти целиком к тому, что отдают и подчиняют мир человеческим умствованиям. А эти умствования – словам. Между тем доказательства по силе своей сами суть философии и знания.
Студенту надо усвоить наиболее общее значение теории идолов Бэкона. Оно состоит в социальной обусловленности субъекта познания: наши ошибки в познании детерминированы какими-то внешними факторами, и их можно устранить посредством воспитания. Бэкон указывает также на то, как на человеческий разум влияют страсти, и как это порождает в науке желательное каждому. Наука, таким образом, зависит от посторонних познанию социальных и личностных условий, например, и таких, как приверженность однажды усвоенному и неприятие нового. Бэкон доказывает истинность экспериментального исследования природы в противоположность абстрактно-теоретическому ее изучению. Итак, основатель материализма и науки нового времени Фрэнсис Бэкон указывает на наиболее общие типы и причины заблуждений в познании, тем самым он разрабатывает философию как методологию науки.
Контрольные вопросы
1. Что такое индукция?
2. Что такое идолы рода?
3. Что такое идолы пещеры?
4. Что такое идолы площади?
5. Что такое идолы театра?
6. Как влияют страсти на человеческий разум?
7. Как в науке нужно относиться к предметам общей веры?
8. Каково должно быть правильное соотношение старого и нового в науке?
9. Где нужно искать истину, по Бэкону?
Домашнее задание
1. Сформулируйте основные проблемы, затронутые в тексте.
2. Из трех утверждений выберите верное: критериями истины являются: А) удача, Б) опыт природы, В) соответствие древним представлениям. 3. Составьте жизнеописание Ф. Бэкона.
Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте.
Очевидна далее и ещѐ одна великая и могущественная причина того, что науки мало продвинулись вперѐд. Состоит она в следующем. Не может правильно совершаться ристание, если сама мета положена и утверждена неправильно. Подлинная же и надлежащая мета наук не может быть другой, чем наделение человеческой жизни новыми открытиями и благами. Но подавляющее большинство людей науки ничего в этом не смыслит. Это большинство – только наставители и доктринѐры, и лишь иногда случится, что мастер с более острым умом, желая славы, устремится к какому-либо новому открытию. Это он совершает почти с убытком для своего достояния. Но большинство не только не ставит себе целью увеличение всего содержания наук и искусств, но даже из имеющегося содержания ищет и берѐт не больше, чем может обратить для целей поучения или наживы, или для того, чтобы прославить своѐ имя, или для другой прибыли этого рода.
Подобно тому как люди плохо определяли конечную цель и мету наук, также избирали они дорогу совершенно ошибочную и непроходимую, даже когда цель определялась ими правильно. И если кто поразмыслит, он будет глубоко поражѐн, что ни у кого из смертных не было заботы и попечения о том, чтобы открыть и проложить дорогу человеческому разуму при помощи самого чувства и приведѐнных в порядок и хорошо построенных опытов, но всѐ было предоставлено или мраку преданий, или круговращению силлогизмов, или случайности и произволу смутного, неупорядоченного опыта.
Истинный же метод опыта сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу: он начинает с упорядоченного и систематического опыта, отнюдь не превратного и отклоняющегося в сторону, и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом – новые опыты: ведь и божественное слово не действовало на массу вещей без порядка!
И потому пусть люди перестанут удивляться тому, что путь наук ещѐ не пройден, ибо они вовсе сбились с дороги, решительно оставив и покинув опыт и путаясь и блуждая в нѐм, как в лабиринте. Правильно же построенный метод неизменной стезѐй ведѐт через леса опыта к открытию аксиом.
Те, кто занимался науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает им и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии. Ибо она не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме. Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей – опыта и рассудка.
Студент должен рассматривать данный фрагмент в контексте предыдущего и усвоить структуру и характер эмпирического метода познания Бэкона. Он строится таким образом, что сначала обращается к упорядоченному и систематическому опыту, выводит из него аксиомы, а затем снова переходит к новым опытам. Бэкон различает эмпириков и догматиков, уподобляя первых муравьям в науке, вторых – паукам. И только подлинная философия связывает рассудок с опытом и перерабатывает материал опыта и абстракции. Итак, Бэкон впервые в истории философии и науки разрабатывает методологию научного поиска, отдавая предпочтение методу рациональной переработки фактов опыта.
Контрольные вопросы
1. Что является подлинной целью (метой) науки для Бэкона?
2. Как на постановку целей исследования в науке влияют иные, ненаучного происхождения факторы?
3. В чем сила опытного, или эмпирического, метода в познании?
4. Как Бэкон оценивает достижения прежней философии? В чем состоит подлинное дело философии?
Домашнее задание
1. Составьте вопросы к данному тексту.
2. Составьте тест из трех вопросов касательно типов ученыхисследователей в науке.
3. Составьте список литературы к реферату по теме «Философия нового времени об экспериментальном методе».
Первым было соображение о том, что часто творение, составленное из многих частей и сделанное руками многих мастеров, не столь совершенно, как творение, над которым трудился один человек. Так, мы видим, что здания, задуманные и исполненные одним архитектором, обыкновенно красивее и лучше устроены, чем те, в переделке которых принимали участие многие, пользуясь старыми стенами, построенными для других целей.
Подобным образом мне пришло в голову, что и науки, заключѐнные в книгах, по крайней мере, те, которые лишены доказательств и доводы которых лишь вероятны, сложившись и мало-помалу разросшись из мнений множества разных лиц, не так близки к истине, как простые рассуждения здравомыслящего человека относительно встречающихся ему вещей. К тому же, думал я, так как все мы были детьми, прежде чем стать взрослыми, и долгое время нами руководили наши желания и наши наставники, часто противоречившие одни другим и, возможно, не всегда советовавшие нам лучшее, то почти невозможно, чтобы суждения наши были так же чисты и основательны, какими бы они были, если бы мы пользовались нашим разумом во всей полноте с самого рождения и руководствовались всегда только им.