Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 22 из 45)

Как я уже сказал, у животного нет и мирового пространства. Собака может годами жить в саду и часто бывать во всех его уголках – она никогда не составит себе целый образ сада и независимого от ее тела размещения его деревьев, кустов и т. д., какой бы величины ни был сад. У нее есть лишь меняющиеся вместе с ее движениями пространства окружающего мира, которые она не способна скоординировать с целостным пространством сада, независимым от положения ее тела. Причина в том, что она не в состоянии сделать свое тело и его движения предметом, включить положение своего тела как изменчивый момент в созерцание пространства и научиться как бы инстинктивно так считаться со случайностью своего положения, как это может делать человек, не прибегая к помощи науки. Это достижение человека – лишь начало того, что он продолжает в науке. Ибо в том и состоит величие человеческой науки, что в ней человек научается во все большем объеме считаться с самим собой и всем своим физическим и психическим аппаратом, как с чуждой вещью, находящейся в строгой каузальной связи с другими вещами, а тем самым может получить образ мира, предметы которого совершенно независимы от его психофизической организации, от его чувств и их пределов, от его потребностей и заинтересованности в вещах, они остаются постоянными при изменении всех его положений, состояний и чувственных переживаний. Только человек – поскольку он личность – может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого.

Но этот центр человеческих актов опредмечивания мира, своего тела и своей Psyche не может быть сам «частью» именно этого мира, то есть не может иметь никакого определенного «где» или «когда», – он может находиться только в высшем основании самого бытия. Таким образом, человек это существо, превосходящее само себя и мир. В качестве такового оно способно на иронию и юмор, которые всегда включают в себя возвышение над собственным существованием. Уже И. Кант в существенных чертах прояснил в своем глубоком учении о трансцендентальной апперцепции это новое единство cogitare – «условие всего возможного опыта и потому также всех предметов опыта» – не только внешнего, но и того внутреннего опыта, благодаря которому нам становится доступна наша собственная внутренняя жизнь. Тем самым он впервые возвысил «дух» над «Psyche» и категорически отрицал, что дух – это лишь функциональная группа так называемой душевной субстанции, обязанная своим фиктивным признанием лишь неправомерному овеществлению актуального единства духа.

Студенту необходимо уяснить особенность философского обсуждения проблемы о сущности человека, которое, как всегда, связано с противоположностью духа и природы, сознания и бытия. Интеллект и свобода выбора в качестве критериев отличия животного от человека недостаточны. Сущность человека и его особое положение возвышается над наличным психического и заключается в способности к трансцендированию собственной сущности. Принцип, делающий человека человеком, лежит в разуме или духе, а жизнь есть только его частный случай. Человек как духовное существо обладает экзистенциальной независимостью от органической материи, свободой от принуждения, которое несет с собой жизнь. Животное обладает такой психофизиологической определенностью, что окружающая среда подстраивается под него, другой же, остальной огромный мир животному не ведом. Животное не имеет такой способности, которая позволяла бы ему превзойти окружающий мир. Человек же открыт миру, способен охватить его разумом и выразить целиком. Духовный акт – это акт рефлексии или самосознания. Таким же специфически человеческим актом является опредмечивание собственных физиологических и психических состояний. Именно поэтому он может свободно отвергнуть жизнь, что не дано животному. Отсюда студенту должно быть ясно, что личность человека – это центр, возвышающийся над противоположностью организма и окружающего мира. Структура бытия человека в том, что он дан самому себе. Особенности человека, как их видит автор, заключаются в том, что 1) человек обладает категорией вещи или субстанции, тем самым способен к высшему синтезу – философии, 2) имеет единое пространство, а также мировое пространство, человек создал себе категорию пустого пространства априори, до всякого опыта с пространственно расположенными объектами. Таким образом, человек обладает способностью к абстрагированию (например, отличает число как идеальную количественную величину от предметов, данных в определенном количестве). Человек способен и самого себя представлять в качестве предмета, возвыситься над собой и сделать все и себя предметом познания. В качестве превосходящего себя и мир существа человек способен на иронию и юмор, способен к философскому и оценочному суждению.

Контрольные вопросы

1. В чем автор видит сущность человека? Почему сущность человека лежит вне жизни, витального, но в ее – жизни – бытийном основании?

2. Каково основное определение духовного существа? Что означает его открытость миру?

3. Как животное взаимодействует с миром? Изменяет ли оно мир?

4. Как взаимодействует с миром человек? Изменяет ли он предметность? Как далеко может простираться такой тип поведения?

5. Что такое самосознание? Рефлексия? Сознает ли себя животное?

6. Как человек опредмечивает свои психические и физические состояния?

7. Что означает: «человек дан себе в самосознании в третий раз»?

8. Что означает отсутствие у животного мирового пространства как целокупного образа реальности?

9. В чем суть сравнения пустого пространства с пустой душой? Каков принцип современной научной трактовки пространства?

Домашнее задание

1. Сравните приведенные в тексте точки зрения на сущность и отличие человека от животного.

2. Составьте вопросы к данному тексту.

3. Сформулируйте основные проблемы, затронутые в данном тексте.

Человек и техника

Ж. Эллюль

Я затрагиваю здесь вопрос, который кажется собственно философским. Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным? Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа? Позволит ли техника выполнить древний гуманный проект? Это было, в частности, верой Тейяра де Шардена... На конкретном примере современного искусства видно, что техника совершила радикальный разрыв и самые современные технические средства, используемые в искусстве (музыке, живописи, скульптуре, архитектуре), привели к созданию продукции..., которая, строго говоря, ничего общего не имеет с тем, что человек продолжает, по крайней мере на протяжении пяти тысяч лет, считать творениями искусства, т. е. которые обладают смыслом, красотою, гармонией, связью со счастьем, возвышенностью духовных состояний. Современное искусство предстает совершенно противоположным всему этому. Мы не будем говорить, следовательно, что техническое искусство не является искусством, а лишь что все реализованное очень далеко от выполнения гуманного проекта античности, противоречит ему во всем и разрушает его.

При всем при этом, стал ли человек «более гуманным»? Я приведу пример, который я уже часто приводил, потому что он кажется мне очень показательным. Крупный французский журнал в 60-х годах, в самом начале генетических манипуляций, провел опрос двух десятков нобелевских лауреатов – биологов, химиков, генетиков и т. д. – по вопросу о будущем технических средств, которые они начали использовать, и о человеческой модели, которую могли надеяться отработать с помощью манипуляций над эмбрионами. Так вот, как вопросы, так и ответы этих великих ученых были совершенно пусты. Они оказались неспособными (за исключением банальностей вроде того, что они хотели бы сделать человека лучше и умнее) сказать, какая человеческая модель казалась им желательнее.

В действительности никто точно не знает, что означает заявление, что человек должен стать более гуманным... Для Гитлера это означало арийскую генетическую селекцию... Следовательно, неизвестно, что делать с этими замечательными и удивительно эффективными средствами. Это означает, что будет создаваться что попало (вовсе не обязательно создадут Франкенштейнов). Но в мою задачу не входит исследовать подобный объект: прямой вопрос, которым я задаюсь перед лицом сегодняшних технических средств, воздействующих на существующего человека, ребенка и взрослого и обусловливающих их вероятное развитие, это вопрос о типе человека, который создан в действительности в миллионах экземпляров, уже теперь, и без малейшего вмешательства генетики. Итак, я характеризую этого человека таким, каким я его встречаю, человеком очарованным, ошарашенным, завлеченным.